Екатеринбургу угрожает дефицит торговых площадей
На сегодняшний день Екатеринбург имет самый высокий показатель обеспечености торговыми площадями в Роси – 1020 кв.м. на 10 жителей.
Ситуация кажется успешно-стабильной, но, по мнению крупнейших игроков рынка, уже сейчас имеются предпосылки к формированию дефицита современных торговых центров.
По состоянию на 29 апреля в столице Среднего Урала функционирует 26 крупных торговых и торгово-развлекательных центров. За последние 4 года обеспеченность торговыми площадями выросла в 3,5 раза. Как сообщила пресс-секретарь замглавы администрации города Виктора Контеева Илона Стародубцева, это самый высокий показатель в стране. «Даже выше, чем у москвичей и петербуржцев, они это признают», – отметила она. При этом доля свободных площадей в городе составляет менее 1 %, все остальное заполнено арендаторами, что свидетельствует о том, что названные цифры – не предел.
Как считают эксперты, уже в 2012-2013 году Екатеринбургу понадобятся новые торговые площади, что обусловлено целым рядом причин – и субъективных, и объективных. Так, Дмитрий Сарапульцев, директор ТРЦ «Гринвич», сообщил, что уже сегодня есть заявки от брендов, которые хотели бы зайти на рынок Екатеринбурга, но пока не могут это сделать из-за нехватки площадей. «Рынок не стоит на месте, с изменением достатка горожан и их потребительских привычек он будет расти, – считает Дмитрий Сарапульцев. - О своем желании зайти в Екатеринбург заявили такие бренды, как, например, Banana Republic, New Look, River Island…»
Коммерческий директор ТРЦ «Фан Фан» Алексей Иванов также полагает, что с точки зрения постоянного появления новых брендов перспективы экономического роста у торговых центров Екатеринбурга позитивные. «Современные магазины с модной, качественной одеждой по приемлемым ценам известны всем шопоголикам, они наперечет – хорошего, как всегда, много не бывает. В этом смысле спрос горожан с приходом новых марок, мировых брендов (а их в мире с планами развития в России столько, что на все торговые центры хватит) будет перераспределяться в их пользу, но не удовлетворен окончательно – мода меняется, а кушать хочется всегда», – считает эксперт.
Еще одна из ключевых причин активного роста Екатеринбурга как крупного торгового центра – его уникальное географическое положение. В ТЦ Екатеринбурга едут, в частности. со всего севера, и это дает огромные перспективы для будущего развития. Очень много людей приезжают в Екатеринбург за покупками из Перми. «Пермяки могли бы приезжать в Москву или посещать пермские торговые центры – но предпочитают екатеринбургские. Это связано с тем, что за последние годы Екатеринбург изменил свой статус, – подчеркивает директор ТРЦ «Гривич». – Если изначально он создавался как город промышленный, то теперь он стал постиндустриальным. Культурно-досуговая и торговая составляющая играют важную роль в экономике. Нельзя строить повсюду только заводы, жизнь состоит не только из работы».
Не вызывает ни у кого сомнения и значимость крупных торговых центров для муниципальной экономики в целом. Арендаторы торговых площадей являются одним из наиболее значимых источников городских доходов. Это и налоговые поступления, и рабочие места. В наиболее крупных ТРЦ сегодня работают более 2 тысяч арендаторов.
Стоит обратить внимание и на изменяющийся со временем функционал торгового центра. Заместитель главы администрации Екатеринбурга Виктор Контеев не раз заявлял о торговых центрах как о «пионерах» торговой недвижимости. По его мнению, формат торгового центра актуален и достаточно перспективен, но сегодня наблюдается тенденция к некоторой реструктуризации.
«Раньше потребители посещали торговые центры в основном ради товаров. Сегодня растет значимость развлекательных функций ТЦ, - заявила пресс-секретарь Виктора Контеева Илона Стародубцева. – Людей привлекают торговые центры, в которых, помимо магазинов, расположены кинотеатры, боулинг, детские зоны, фитнесс-центры». С Илоной Стародубцевой соглашается и Дмитрий Сарапульцев: «Очень важно качество объекта, четкая ориентация на потребителя. Современный торговый центр – это больше, чем просто торговля. В нем должны присутствовать все необходимые сервисы – от чистки обуви до фитнесс-центра».
В этой связи девелоперы проявляют закономерный интерес и к реконструкции старых торговых комплексов, например, «Пассажа». По словам Дмитрия Сарапульцева, в своем нынешнем состоянии «Пассаж» является невостребованным и ненужным. «Сейчас в нем невозможно вести современную торговлю. Нет необходимых инженерных сетей, не та высота, то есть условий для его успешной эксплуатации нет. В то же время расположение объекта позволяет ему после реконструкции стать центральным торговым узлом города», – считает эксперт.
Несколько лет назад теперь уже бывший глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий поставил перед бизнесменами города задачу: современный торговый центр должен появиться в каждом районе. На сегодняшний день ее можно считать выполненной. Теперь основная борьба развернется между уже существующими компаниями – за потребителя, который, согласно законам рынка, от этого только выиграет.
Как считают эксперты, уже в 2012-2013 году Екатеринбургу понадобятся новые торговые площади, что обусловлено целым рядом причин – и субъективных, и объективных. Так, Дмитрий Сарапульцев, директор ТРЦ «Гринвич», сообщил, что уже сегодня есть заявки от брендов, которые хотели бы зайти на рынок Екатеринбурга, но пока не могут это сделать из-за нехватки площадей. «Рынок не стоит на месте, с изменением достатка горожан и их потребительских привычек он будет расти, – считает Дмитрий Сарапульцев. - О своем желании зайти в Екатеринбург заявили такие бренды, как, например, Banana Republic, New Look, River Island…»
Коммерческий директор ТРЦ «Фан Фан» Алексей Иванов также полагает, что с точки зрения постоянного появления новых брендов перспективы экономического роста у торговых центров Екатеринбурга позитивные. «Современные магазины с модной, качественной одеждой по приемлемым ценам известны всем шопоголикам, они наперечет – хорошего, как всегда, много не бывает. В этом смысле спрос горожан с приходом новых марок, мировых брендов (а их в мире с планами развития в России столько, что на все торговые центры хватит) будет перераспределяться в их пользу, но не удовлетворен окончательно – мода меняется, а кушать хочется всегда», – считает эксперт.
Еще одна из ключевых причин активного роста Екатеринбурга как крупного торгового центра – его уникальное географическое положение. В ТЦ Екатеринбурга едут, в частности. со всего севера, и это дает огромные перспективы для будущего развития. Очень много людей приезжают в Екатеринбург за покупками из Перми. «Пермяки могли бы приезжать в Москву или посещать пермские торговые центры – но предпочитают екатеринбургские. Это связано с тем, что за последние годы Екатеринбург изменил свой статус, – подчеркивает директор ТРЦ «Гривич». – Если изначально он создавался как город промышленный, то теперь он стал постиндустриальным. Культурно-досуговая и торговая составляющая играют важную роль в экономике. Нельзя строить повсюду только заводы, жизнь состоит не только из работы».
Не вызывает ни у кого сомнения и значимость крупных торговых центров для муниципальной экономики в целом. Арендаторы торговых площадей являются одним из наиболее значимых источников городских доходов. Это и налоговые поступления, и рабочие места. В наиболее крупных ТРЦ сегодня работают более 2 тысяч арендаторов.
Стоит обратить внимание и на изменяющийся со временем функционал торгового центра. Заместитель главы администрации Екатеринбурга Виктор Контеев не раз заявлял о торговых центрах как о «пионерах» торговой недвижимости. По его мнению, формат торгового центра актуален и достаточно перспективен, но сегодня наблюдается тенденция к некоторой реструктуризации.
«Раньше потребители посещали торговые центры в основном ради товаров. Сегодня растет значимость развлекательных функций ТЦ, - заявила пресс-секретарь Виктора Контеева Илона Стародубцева. – Людей привлекают торговые центры, в которых, помимо магазинов, расположены кинотеатры, боулинг, детские зоны, фитнесс-центры». С Илоной Стародубцевой соглашается и Дмитрий Сарапульцев: «Очень важно качество объекта, четкая ориентация на потребителя. Современный торговый центр – это больше, чем просто торговля. В нем должны присутствовать все необходимые сервисы – от чистки обуви до фитнесс-центра».
В этой связи девелоперы проявляют закономерный интерес и к реконструкции старых торговых комплексов, например, «Пассажа». По словам Дмитрия Сарапульцева, в своем нынешнем состоянии «Пассаж» является невостребованным и ненужным. «Сейчас в нем невозможно вести современную торговлю. Нет необходимых инженерных сетей, не та высота, то есть условий для его успешной эксплуатации нет. В то же время расположение объекта позволяет ему после реконструкции стать центральным торговым узлом города», – считает эксперт.
Несколько лет назад теперь уже бывший глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий поставил перед бизнесменами города задачу: современный торговый центр должен появиться в каждом районе. На сегодняшний день ее можно считать выполненной. Теперь основная борьба развернется между уже существующими компаниями – за потребителя, который, согласно законам рынка, от этого только выиграет.