Экологично встроиться
Чтобы убедиться, что загородный дом не окажется на месте бывшей свалки, а под ним не текут подземные воды со следами радиации, надо разобраться с розой ветров, оплатить исследования воздуха и почвы.
По словам аналитиков Уральской палаты недвижимости (УПН), состояние экологии – далеко не первостепенный фактор, который покупатели учитывают при выборе коттеджа или участка под строительство. «Продавцы загородного жилья по экологии не конкурируют. Цена загородного дома в большей степени зависит от престижности направления. Так, дороже всего коттеджи, расположенные по Чусовскому тракту. Хотя это практически черта города, и экология там не самая лучшая», - говорит Михаил Хорьков, руководитель аналитического отдела Риэлторского информационного центра УПН.
Он добавляет: те, кто все-таки обращают внимание на экологию, опираются на свои представления, штампы и мифы. «Например, считается, что направление Челябинского тракта более экологично – оно и лидирует по спросу. Но с чего вдруг сложилось такое мнение, непонятно. То есть решения эмоциональные, а не объективные», - поясняет г-н Хорьков. Проблема, считает он, в том, что в открытом доступе нет достоверной и оперативной информации об экологическом состоянии пригородов. «Пока не появится данных, которые позволят проследить динамику состояния окружающей среды в окрестностях города – хотя бы в течение пяти лет, люди будут покупать загородные дома исходя из мифов. И цена коттеджей не будет отражать реальное состояние экологии», - резюмирует эксперт.
Но даже если информация об окружающей среде станет регулярно появляться в открытом доступе, нарисовать единственно правильную карту экологически чистых и загрязненных пригородов Екатеринбурга не удастся – участок может быть благополучным по качеству воздуха и воды, но стоять на загрязненной тяжелыми металлами почве. И наоборот. Кроме того, эксперты видят состояние окружающей среды по-разному и часто противоречат друг другу.
Кризис отфильтровал воздух
Свердловская область – и с этим приходится смириться – регулярно попадает в экологические рейтинги как неблагополучный регион. В 2011 г. Всероссийское общество охраны природы (ВООП) поместило область на последнее место в России по чистоте воздуха, по качеству поверхностных вод (его экологи оценили как «резко ухудшающееся») и утилизации отходов.
Председатель свердловского отделения ВООП Николай Калинкин успокаивает: специалисты общества при составлении рейтинга брали устаревшую информацию из открытых источников и справочников. «Причем выводы они сделали на том основании, что в Свердловской области есть все виды промышленности, вплоть до атомной. В других регионах такого изобилия нет. Хотя, например, в соседней Челябинской области ситуация намного хуже: там до сих пор ощутимы последствия взрыва на ПО «Маяк», - поясняет г-н Калинкин. Но и радоваться рано, добавляет эксперт: экология Екатеринбурга с годами становится хуже. «Работают промпредприятия, вырубается зеленый массив, автомобилей на дорогах все больше. Воздух страдает именно от транспорта – более 70% загрязнения атмосферы - его доля. Строящиеся развязки снижают загазованность воздуха, но ненамного», - говорит Николай Калинкин.
В свердловском Роспотребнадзоре считают, что экологи нагнетают ситуацию. Обстановка в Екатеринбурге существенно не ухудшается в течение последних 5-10 лет, и даже становится лучше, заявили «ДК» в надзорном ведомстве. «Это данные нашего регулярного мониторинга атмосферы и воды. Промышленные предприятия, которые раньше находились в черте города и существенно загрязняли воздух, вывозят из Екатеринбурга. Как, например, завод ОЦМ, который выбрасывал большое количество ртути и свинца. К тому же предприятия устанавливают современные системы очистки, новое оборудование», - говорит Расик Акрамов, специалист отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания регионального управления Роспотребнадзора.
Как подтверждает гендиректор НПО «Уралгеоэкология» Анатолий Скалин, снегомерная съемка по выбросам на заводе ОЦМ показывала «ураганные концентрации кадмия и редкоземельных металлов». Все это выбрасывалось в центре города. Но сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону – как ни странно, благодаря экономическому кризису. «Уралмашзавод дышит на ладан – и экология в его окрестностях становится лучше», - комментирует г-н Скалин. А загрязнения от транспорта, по словам эксперта, опасны только в местах скопления машин: «Когда дорожные заторы рассасываются, ядовитый дым концентрируется в центре города, который прогревается лучше окраин. Происходит эффект трубы – центр затягивает воздушные массы со спальных районов. Поэтому там наблюдается тепловое загрязнение».
Держать дом по ветру
По словам экспертов, окраины и окрестности Екатеринбурга в плане экологии благополучнее. «Даже если выехать покататься на лыжах в черте города, на Уктусе. Там совсем другая обстановка», - иллюстрирует Анатолий Скалин. Но чтобы выбрать место для загородного дома, этой информации недостаточно - специалисты советуют подробно изучить экологические материалы и в первую очередь обратить внимание на розу ветров. Правда, видят они ее по-разному. Так, по словам начальника отдела экологического контроля департамента Росприроднадзора по УрФО Сергея Казанцева, в городе преобладают ветра юго-западных направлений (все выбросы уносит на северо-восток). Расик Акрамов убежден, что роза ветров ориентирована с запада на восток: «Весь земной шар так устроен. Редко бывают кратковременные отклонения, когда ветер дует с севера». А Анатолий Скалин утверждает: «В Екатеринбурге ветер дует с северо-запада на юго-восток. Именно поэтому до революции все смрадные заведения – салотопленные заводы, живодерни – располагались на месте современной Ботаники».
Тем не менее, специалисты сходятся во мнении: для проживания за городом наиболее предпочтительны южные и юго-западные направления – Широкая речка, районы поселков Карасьеозерский, Хрустальный, Европейский. «В стороне Сысерти экологическая ситуация относительно благополучна, - говорит г-н Калинкин. - Там нет промышленности, воздух относительно чист, много лесов. Недаром множество свердловских пионерских лагерей в СССР располагалось в Верхней Сысерти». Но, возражает Николай Калинкин, на эти территории проникают подземные воды из Челябинской области – в 30-50 км от Сысертского района находится местность, которая была загрязнена радиоактивными веществами. «Сохраняется опасность проникновения радионуклидов, но в Сысертском районе проводятся регулярные исследования, ситуация находится под контролем», - все же успокаивает он.
Эксперты также напоминают: в южном пригороде Екатеринбурга располагается свалка - Широкореченский полигон ТБО. На чистоту воздуха это соседство влияет незначительно. Однако, по словам Анатолия Скалина, свалка угрожает биологическим загрязнением: «Во-первых, там огромное количество мышей, крыс, чаек. Все они входят в пищевую цепь клещей. Когда мы работали на полигоне, я был весь обсыпан клещами! Спасло то, что я был одет в противоэнцефалитный костюм». Кроме того, мусоровозы при выезде со свалки не дезинфицируют колеса, развозя отходы по городу. Поэтому до 90% екатеринбуржцев заражено гельминтами. «То же самое касается и других свалок ТБО, например северной», - убежден г-н Скалин. В Роспотребнадзоре успокаивают: широкореченская свалка опасности микробиологического загрязнения не несет. «Это не полигон для захоронения пищевых отходов. Органика там составляет всего 1%. А клещи живут на всей территории Урала – это их обычный ореол обитания. Опасность заразиться энцефалитом совершенно одинакова и в районе свалки, и в центре Екатеринбурга», - говорит Расик Акрамов.
Относительно чисто на севере города (в районе Сортировки) и дальше – за Семью Ключами. И это несмотря на обилие промышленных свалок в этом направлении. «Там есть захоронение радиоактивных отходов «Радон», а на границе Березовского и Верхнепышминского районов – свалка Уралмашзавода. Неподалеку северная свалка завода УЗПС. УЗТМ тоже сгружает там фенолформальдегидные отходы. Но роза ветров позволяет считать направление Березовского относительно благополучным для загородного строительства. На расстоянии 25-45 км от Екатеринбурга есть чистые места - там зона повышенного давления, куда не попадают загрязняющие вещества», - перечисляет Расик Акрамов. Также экологи в один голос рекомендуют для проживания направление Тюменского тракта – там нет промышленных предприятий, которые отравляли бы воздух вредными выбросами. А вот восточное направление не блещет чистотой – из-за одной лишь Рефтинской ГРЭС, рекордсмену по выбросам. И не одна она там загрязняет воздух.
Николай Калинкин советует искать участки с хорошей экологией на западе и северо-западе – но не Екатеринбурга – а всей области. «Если уехать дальше Ревды и Первоуральска, приблизиться к Нижним Сергам, Шале, там лучше», – поясняет эксперт. Нижнесергинский район, подтверждают его коллеги, в последнее время стал набирать популярность у желающих построить загородный дом – из-за близости к природному парку «Оленьи ручьи». До Екатеринбурга далековато, но как дом на выходные – модно. «Многие строят дом неподалеку от тамошних горнолыжных курортов, приезжают в выходные, катаются. А живут в городе. Или строятся на Таватуе – тоже далеко до Екатеринбурга – и летом ходят на яхте», - перечисляет Анатолий Скалин.
Пруд для своих
По словам специалистов Роспотребнадзора, озеро Таватуй является самым чистым на сегодня водоемом вблизи Екатеринбурга. Качество воды там почти не меняется из года в год. Это может стать плюсом при выборе участка для загородного дома – но ведь и окрестные жители прекрасно осведомлены о состоянии дел, поэтому земля там дорогая. «Также наши исследования показывают неплохое качество воды и в озере Шарташ. Причем, оно становится только лучше, чем было 5-10 лет назад», - утверждает эксперт. По его словам, озеро обладает самоочищающейся способностью, кроме того часть предприятий сократило объем стоков в Шарташ, а другие установили новое оборудование – это тоже снизило промышленную нагрузку на озеро. «Правда, в последнее время экологи говорят, что оно может обмелеть. Якобы строительство комплекса УрФУ на Шарташе, бурение скважин для его водообеспечения поставит уровень воды под угрозу. На самом деле гидравлические связи не доказаны. Серьезно эту информацию мы не воспринимаем», - комментирует г-н Акрамов.
Относительно благополучное состояние воды и на озере Шувакиш. Анатолий Скалин добавляет: в районе водоема была свалка, куда свозились отходы после взрыва на Сортировке. Но сейчас свалка закрыта саркофагом и не влияет на экологическую обстановку. Все остальные водоемы в окрестностях Екатеринбурга санврачи не рекомендуют для купания – из 117 рек и озер в половине качество воды не соответствует санитарно-химическим нормам, в четверти – микробиологическим показателям.
Владельцы домов в коттеджных поселках, где нет естественных озер, решают водную проблему, создавая искусственные водоемы. «Например, в «Дубраве» мы бурили скважину для водоснабжения поселка и создания пруда. Возникла идея сделать гидроизоляцию дна водоема, откачивать подземные воды, сбрасывать их в пруд с одного конца. А с другого уводить лишнюю воду в поглощающую скважину. То есть пруд проточный, и в нем можно разводить не только форель и карпов, но и благородную рыбу», - объясняет Анатолий Скалин. По его словам, подобный водоем хотят организовать в поселках «Растущий» и «Южный». «Частники тоже выходят из положения таким образом. Недавно общался по этому поводу с владельцем коттеджа в районе «Академического», - говорит г-н Скалин.
Но купив дом в районе с относительно чистым воздухом и водой, сделать что-либо с неблагополучным состоянием почвы не удастся. «Почва на территории области практически вся не соответствует санитарным нормам. Урал был сырьевой базой со времен Петра I, предприятия веками насыщали почву вредными элементами. Радует то, что резких скачков в состоянии почвы не наблюдается – уровень загрязнения остается примерно таким же, как 10-20 лет назад», - говорит Расик Акрамов.
Эксперты резюмируют: к выбору загородного дома большинство горожан относится поверхностно, не вникая в состояние экологии. «Считают – если есть лес и водоем, то все благополучно», - отмечает Николай Калинкин. И рекомендует перед покупкой участка провести анализы воздуха, воды и почвы. Даже несмотря на то, что за исследования придется заплатить из своего кармана.