«Экономически спорт в России — это черная дыра». Нужен ли Екатеринбургу ЧМ по футболу
«Давайте не переводить все в принцип затратности. Крупные объекты — это магнит для следующих мероприятий». Чемпионат мира по футболу — благо для города и бизнеса или скорее обременительные затраты?
Екатеринбург примет матчи чемпионата мира по футболу уже через две недели — 15 июня здесь сыграют сборные Уругвая и Египта. Однако споры вокруг соревнований не утихают: из-за ЧМ бизнесу в центре города, не связанному со сферой услуг, рекомендовали приостановить работу в дни матчей, мигрантам не продлевают разрешение на работу, на основных улицах запрещают парковку, а дороги и тротуары спешно ремонтируют. Как масштабные спортивные события влияют на Екатеринбург и другие города, которых их принимают, оправдывают ли они огромные инвестиции в строительство стадионов? Дебаты на эту тему устроил в городе британский телеканал Би-би-си.
Одним из участников дискуссии был заявлен Евгений Ройзман* — однако к этому времени он ушел в отставку с поста мэра Екатеринбурга и, очевидно, по этой причине не пришел на мероприятие. В результате спикеры спорили втроем: с позиции скептика чемпионат оценивал заместитель главреда Znak.com Дмитрий Колезев*, обеими руками «за» футбол выступала ведущая Fox Sports Мария Командная, а разъяснить эффект больших спортивных событий пытался экономист, профессор УрГЭУ Максим Марамыгин.
Перед Чемпионатом власти обещали построить вторую ветку метро, скоростную железную дорогу из Москвы до Екатеринбурга, десятки километров новых дорог и массовое обновление общественного транспорта, но эти обещания так и не были выполнены, напомнил Дмитрий Колезев*:
Затраты на подготовку уменьшались, их все больше перекладывали на местный бюджет. Хочется больше честности, чтобы власть не рисовала воздушные замки.
Чемпионат мира по футболу — это эмоции, которые россияне пока не понимают, но поймут, возразила Мария Командная: «Сейчас не очень чувствуется, что через пару недель будет ажиотаж. Со стартовым свистком все изменится». Телеведущая привела пример: в январе этого года она увидела в Перу человека в футболке российской сборной, и он сказал, что сборная Перу впервые за 36 лет квалифицировалась на Чемпионат мира, и это огромное счастье для всей страны.
Оценить эффект от проведения чемпионатов всегда сложно: это возможно только после того как мероприятие кончилось, отметил Максим Марамыгин. Затраты на ЧМ в России, по разным оценкам, составят от $13 млрд до $18 млрд, а доходы — от $20 млрд до $26 млрд. То есть минимальная позитивная разница должна составить $2 млрд.
Есть прямые доходы: $5,5 млрд от продажи билетов, $1 млрд — взнос FIFA и то, что бизнес заработает на приехавших болельщиках. «Малый бизнес всегда поднимает цены на время ЧМ во всех странах, и это нормально, спрос и предложение уравновешиваются ценой. Вся система общественного питания будет работать, болельщики будут пользоваться услугами вокзалов и аэропортов. Исходя из прогнозируемого потока в 1,5 млн иностранных туристов и денег, которые они потратят на сувениры, еду, жилье — за все государство и бизнес получат $24 млрд».
Общественник Алексей Беззуб возразил, что $5,5 млрд сложно получить, даже если рассчитать, что билеты купят 15 млн иностранных болельщиков и еще 3,5 млн самих россиян. Средняя цена билета в таком случае должна превысить $1 тыс., отметил он. Ответы экономиста и телеведущей о том, что есть и очень дорогие билеты, стоимостью $8 тыс., его не убедили.
Мария Командная пыталась убедить аудиторию: люди хотят ходить на футбол, если есть хорошая инфраструктура. Временные трибуны, за которые многие ругают «Екатеринбург-Арену», практиковались во многих странах.
Максим Марамыгин призвал не переводить всё в принцип затратности:
Крупные объекты — это магнит для притягивания следующих мероприятий.
Масштабные спортивные сооружения помогают привлекать крупные мероприятия, но если в городе их не проводили, то ему не отдадут предпочтение и в следующий раз.
«Экономически спорт в России — это черная дыра: он высасывает кучу денег из бюджета», — возразил Дмитрий Колезев*, напомнив, что екатеринбургский стадион реконструировали в 2011 г. до 25 тыс. мест, потом его почти сразу пришлось перестраивать, чтобы временно увеличить вместимость на 10 тыс. мест, а после ЧМ он вернется к той же вместимости, что и был до реконструкции.
Диспут журналистов и экономиста приземлила депутат думы Асбестовского городского округа Наталья Крылова: городу не дали областных субсидий на реконструкцию школьных стадионов. «У малых городов нет денег, люди не могут даже за коммуналку заплатить!», — возмутилась она. Но субсидии не зависят от проведения чемпионата, возразили Максим Марамыгин и Мария Командная.
Претензии многих граждан сводятся к тому, что решение провести Чемпионат мира в России власти принимали без учета мнения граждан и без общественной дискуссии. Тогда как, например, в регионах Норвегии и Швейцарии жители на референдумах высказывались против проведения зимней Олимпиады из-за ее дороговизны.
Чемпионат мира по футболу 2018 пройдет с 14 июня по 15 июля. В Екатеринбурге будет четыре матча: 15 июня сыграют Египет и Уругвай, 21 июня — Франция и Перу, 27 июня — Мексика и Швеция, 24 июня — Япония и Сенегал.
* - выполняет функции иностранного агента