Эксперты из Австрии объяснили уральцам, откуда в сыре дырки
Ирбитский молочный завод, принадлежащий региону, запустит цех по выпуску дефицитных сыров. Европейские поставщики оборудования готовы сотрудничать. Но закрыть сырный дефицит мешает нехватка молока.
В новом цехе, который при текущем курсе евро в министерстве АПК и продовольствия региона оценили в 700 млн руб., собираются выпускать элитные полутвердые сыры (о каких сортах речь, на предприятии не уточняют). По словам Михаила Копытова, министра АПК и продовольствия Свердловской области, в стоимость проекта входит строительство нового здания и технологического оборудования. Форсировать производство решено из‑за запрета на ввоз в Россию европейских продуктов. По словам Елены Суриной, директора екатеринбургского гипермаркета «Гипербола», заменить импортные сыры пока нечем — обещанных партий из ЮАР и Южной Америки поставщики до сих пор не везут.
По плану, с 2016 г. новый цех Ирбитского молочного завода начнет выпускать по 300 тонн сыра в месяц, для чего необходимо 30‑36 тыс. тонн молока.
Сейчас подразделение завода в Байкалово производит 20 тонн сыра в месяц, и с января 2015 г. способно увеличить выпуск в 1,5‑2 раза, но для насыщения рынка этого мало. Сложность и в том, что избытка молока в регионе нет.
«Действительно, сырье, которое есть сегодня, расходится влет, и при этом мощности 32 молочных заводов остаются незагруженными, — говорит Сергей Суетин, директор Ирбитского молочного завода. — В такой ситуации Минагропрому приходится устанавливать приоритеты. В первую очередь жителей нужно обеспечить молоком и кисломолочной продукцией, и лишь затем переходить к изготовлению сыров. Но проблема решается комплексно — пока завод проектируют, оснащают и запускают, производство молока можно постепенно увеличивать. Для этого в области сейчас строится 46 новых ферм».
Еще в июне, обсуждая с руководством торгово‑промышленной палаты Венгрии совместные проекты, Денис Паслер, председатель правительства Свердловской области, посетовал на пессимизм Михаила Копытова: тот уверял, что на Среднем Урале выпускать сыры невозможно. Тогда же премьер предложил венгерским специалистам разработать технологию сыроварения для Урала. Те обещали подумать.
Чем все закончилось, неизвестно, но на прошлой неделе г-н Паслер обсудил перспективы сырного производства уже с австрийским бизнесменом Хубертом Берчем, владельцем холдинговой компании Bertsch, которая специализируется на производстве энергетических котлов и оборудования для сыроварен. Денис Паслер сообщил австрийцу, что регион возлагает большие надежды на ирбитский проект.
«В 2013 г. мы приняли план развития предприятия: первый этап, строительство нового цеха, связанное с увеличением мощностей, завершаем в марте 2015 г., — пояснил он. — В следующем году построим еще один цех. Третий этап — это сыроваренное производство».
По словам г‑на Берча, он и его эксперты два дня обсуждали с руководством Ирбитского молочного завода, как будет работать новый цех, и получили всю необходимую информацию, которая «найдет отражение в технологических схемах и планах расстановки оборудования». По предварительной договоренности, австрийцы разработают концепцию сырного производства и в январе представят ее руководству предприятия. Хуберт Берч сообщил «ДК», что намерен также вести переговоры о поставках оборудования с другими предприятиями, планирующими выпускать сыр — заводом «УГМК‑АГРО» и предприятием в Новоуральске.
«Дефицит сырья — не проблема, а задача, которую нужно решить, — заявил он. — На этапе запуска нового цеха можно частично использовать сухое молоко, но расширять молочное хозяйство все равно придется: заявленных мощностей нового цеха в Ирбите на весь регион не хватит, и придется строить еще».
По словам Сергея Суетина, кроме Bertsch, свои проекты представят фирмы из Испании, Польши и Швеции. Кто станет победителем, выяснится после конкурса в феврале 2015 г.