Электронный Госплан с элементами монархии
Технологических проблем для создания электронного правительства сегодня нет. Квалификации разработчиков хватает, проникновение Интернета растет, запросы населения, возможности власти, объем работ п
Технологических проблем для создания электронного правительства сегодня нет. Квалификации разработчиков хватает, проникновение Интернета растет, запросы населения, возможности власти, объем работ понятны и сформулированы. Зарезервированы даже деньги в бюджете. Тем не менее эксперты прочат мегапроекту серьезные проблемы, большинство из которых можно снять за счет маркетинга, создания конкурентной среды и прогрессивной системы окупаемости.
Леонид Волков*: Проблема вся в том, что рынка госуслуг нет. Нет инфраструктуры, которая бы обеспечивала низкий порог вхождения, чтобы любая компания могла предлагать свои решения на базе рыночной модели. Если я лучше всех знаю, как автоматизировать процесс, скажем, постановки автомобиля на учет в ГАИ, то у меня нет решительно никаких шансов сделать это государственной услугой.
Константин Суслов: Мне кажется, что тут важно понимать роль власти во внедрении госуслуг. Сейчас действует командно-административная система, когда по приказу сверху реализуются какие-то проекты.
Леонид Волков*: Электронный Госплан.
Константин Суслов: Да, хотя все-таки правильнее, чтобы государство было регулирующим и направляющим органом, который создает предпосылки для создания тех или иных услуг.
Леонид Волков*: Тогда бы я уточнил: сегодня не Госплан, а электронная монархия. Такая ситуация хороша тем, что, когда король умный, появляется большой шанс, но когда король дурак Так уж сложилось исторически, что умных немного, а потому система работает плохо. Думаю, эффективнее была бы схема, когда государство только создает инфраструктуру — наполнение ресурсов, стандартизация форматов доступа.
Константин Суслов: Согласен. Существует несколько задач, которые должны быть решены централизованно: идентификация участников, подтверждение их личности, организация защищенного обмена информацией и управление этими регламентами. Можно провести аналогию — есть операционная система и языки программирования. Любой школьник может написать программу, используя известные правила, но не зная, как работает операционная система. Если бы мы имели открытые модели взаимодействия, порог вхождения бы существенно снизился. На рынке появилось бы множество компаний, которые стали бы создавать приложения, полезные для той или иной группы людей.
Леонид Волков*: В мире очень популярны SaaS-приложения (software as a service). Совсем недавно был разработан стандарт APS, который упрощает интеграцию веб-приложений в хостинговую среду. Человек через единую точку входа может попасть в это приложение и оплатить услуги. Простую и технологически понятную идею реализовали за полгода. И это примерно то, чего мы ждем. Мы готовы делать отдельные блоки, но хотим знать, куда их вставить. А в сегодняшней модели это невозможно.
Константин Суслов: На мой взгляд, пока без особых проблем можно реализовать функцию информирования. А вот со следующими этапами, которые завязаны на обмен информацией между несколькими ведомствами, выполнение регламентов, могут быть большие проблемы. Скорее всего, будут внедрены отдельные блоки на федеральном или местном уровне. Но я не думаю, что в течение пяти лет электронные услуги станут массовыми и мы выйдем на уровень Сингапура, о котором сейчас так модно говорить.
Леонид Волков*: В России есть проекты на уровне отдельных ведомств или регионов, но нет ни одного, который бы работал одновременно, например, на муниципалитеты и региональные власти. Если создать список первичных госуслуг, то в нем будет не менее 1 тыс. наименований. Для сравнения: в Великобритании — около 25 тыс. В существующих условиях запустить все эти госуслуги да еще потом сложить в единый пазл практически невозможно.
Константин Суслов: Конечно, отдельные прорывы будут. Скорее всего, по услугам федеральных органов типа ФНС, ПФР. У них накоплен опыт успешных внедрений.
Леонид Волков*: Согласен, но в этих-то ведомствах практически все задачи решены. В налоговой вообще очень любят внедрять различные инновации. И если пять лет назад главная задача была сделать то, что придумали, сейчас они думают о том, что бы еще такое придумать.
Кстати, сегодня обсуждается весьма интересный вопрос — принудительное наделение всех граждан электронной цифровой подписью.
Константин Суслов: Я думаю, что насильно счастливыми сделать нельзя, надо, чтобы люди испытывали потребность в ЭЦП и пользовались ей. И должна ли она быть совершенно бесплатной?
Леонид Волков*: Ну вот в Эстонии есть обязательная ЭЦП, которая стоит около 65 евро и выдается примерно лет на пять.
Константин Суслов: В бизнесе есть универсальный измеритель полезности услуги — если человек готов заплатить за нее, значит, она нужна. Мне кажется, было бы правильным на первом этапе отладить механизмы оплаты тех или иных электронных услуг. Сейчас много говорят о записи на прием к врачу. Эта электронная услуга включена в первоначальный перечень и должна быть запущена в Свердловской области осенью. На первый взгляд задача простая: есть расписание, в него необходимо включить пациента. Достаточно создать сайт с системой бронирования. Но ведь нужен еще квалифицированный персонал, который будет поддерживать систему в рабочем состоянии. А его нет. Как, впрочем, и реального желания запустить услугу. Нет «предпринимателя», который заинтересован ее оказать, сделать востребованной и заработать деньги. Не важно, частная это компания или государственная. Подход един. На деле может получиться, что кто-то отчитается об успешном внедрении, а потом проект умрет.
Леонид Волков*: Первую «Электронную Россию» так и «распилили». Было техзадание, было решение, но никто не заботился о том, чтобы оно работало. Нет поддержки, нет маркетинга. Интегратор, конечно, доволен — он деньги получил.
Наш опыт с автоматизацией сдачи отчетности в контролирующие органы был успешен во многом потому, что услуга сразу была платной. Возникала конкурентная среда.
Не обязательно же монетизировать услугу прямой оплатой. Один будет записывать на прием с помощью платных SMS, другой — зарабатывать баннерной рекламой частных клиник на сайте бронирования.
Константин Суслов: Главный вопрос — как использовать бюджеты. Можно за государственный счет разработать какой-то проект, продемонстрировать на стенде, выпустить в Сеть — и будь что будет. Можно заказать решение частному разработчику, но платить не за продукт, а за каждого, кто воспользовался электронной госуслугой. И я думаю, что во втором случае деньги будут использованы на порядок более эффективно. У нас есть такая сфера деятельности — информатизация здравоохранения. Это одна из наиболее отсталых отраслей по уровню автоматизации.
Леонид Волков*: Наверное, там все упирается в электронно-медицинскую карту. Если она будет, то можно будет делать все, что угодно.
Константин Суслов: Там на самом деле все упирается в то, что в этой отрасли по-прежнему применяют советские методы управления. Естественно, что в такой системе даже при вложении серьезных средств эффект все равно будет невелик. Первое препятствие — отсутствие конкретного заказчика и рыночного спроса. Нет клиентов, которые будут оценивать эффективность решения этой задачи. Мы часто придумываем за заказчика задачи, которые он хочет решить, исходя из наличия бюджета, а потом удивляемся, что наши системы не используются. Все дело в том, что эти задачи теоретические, надуманные, а не реальные. Взять ту же запись на прием: если для коммерческой клиники этот вопрос очень важен, поскольку каждый клиент увеличивает прибыль, то у государственных больниц такой мотивации нет.
Леонид Волков*: На самом деле, если бы государство создало равные условия для разработки различных приложений по госуслугам, я бы принялся вкладывать в стартапы. Все лучшие проекты были придуманы случайно и программистами-одиночками. Каждый такой проект исправляет несовершенство жизни. Мы уже десять лет зарабатываем на этом, поскольку формы часто меняются, а потому сдача отчетности востребована. Уверен, что какой-нибудь молодой программист придумает, что сделать с очередью в какой-то кабинет.
Константин Суслов: Даже в тех условиях, которые есть сегодня, нельзя говорить, что ничего не будет, поскольку административное воздействие достаточно сильное. И какой-то результат будет. Вопрос в том, что рыночные методы намного более эффективны, чем те, что применяются сейчас. Что-то будет, но могло бы быть и лучше. Пессимистичный какой-то разговор получился, Леонид
Леонид Волков*: Реалистичный. Разговор хорошо информированных оптимистов.
«Социальная карта жителя Свердловской области» по заказу правительства Свердловской области
Портал госуслуг Свердловской области
Региональная медицинская информационная система, реализованная на собственной интеграционной платформе «МедВедь» (ХМАО)
Система учета реабилитационных услуг в центрах социального обслуживания Свердловской области
Аудит процессов обработки персональных данных на соответствие ФЗ-152 для ГУЗ «Свердловский областной онкологический диспансер»
и другие проекты.
Проекты «СКБ Контур»
Владеет крупнейшим частным удостоверяющим центром в стране — выдано более 870 тыс. электронно-цифровых подписей
Сертификаты УЦ «СКБ Контур» используются для системы электронного документооборота «Контур-Экстерн» (документооборот организаций с ФНС, ПФР, Росстатом), портала доверенных услуг ФГУП НИИ «Восход», Единой информационно-аналитической системы ФСТ России, автоматизированной системы торгов «Сбербанк-АСТ»
Внедрение системы электронного документооборота в Министерстве образования Свердловской области * - выполняет функции иностранного агента