Елена Семенова: «Скоро МВА приблизится, по сути, к высшему образованию»
18 лет Урало-Сибирский институт бизнеса готовит профессиональных руководителей бизнеса. О том, чему сегодня учат собственников и топов, рассказывает научный руководитель МВА USIB Елена Семенова.
Елена Леонидовна, какие вопросы и задачи руководителей решает программа МВА?
- На самом деле, собственники и генеральные директора бизнеса, которые приходят учиться на МВА, чаще всего, предпочитают не озвучивать истинную причину своего решения. Они говорят про те выгоды и ожидания, которые может получить их бизнес через обучение, связанные, например, с реализацией нового проекта, масштабированием бизнеса, выходом на новые территории, желанием увеличить долю рынка и объем прибыли – то есть, те понятные целевые показатели, посредством которых можно измерить успех любого бизнеса.
Но у них всегда есть более глубокая причина, крайне важная для них и связанная с ними лично и, как следствие, с их бизнесом. Это может быть состояние неудовлетворенности от результатов – скажем, не тот успех, который хотелось бы иметь. Или, наоборот, состояние продолжительного неуспеха. Или это хроническая усталость, в которой человеку уже невыносимо находиться. Возможно, кому-то стало скучно, он перегорел и потерял ощущение драйва от бизнеса.
Кто-то приходит за равным партнерством, возможностью оказаться в атмосфере, где нет ни отношений подчиненности, ни отношений личного характера, как в семье, где можно попробовать для себя новые формы проявления, при этом не бояться оценки и потери репутации. Они приходят за ресурсным состоянием. Это главное.
Что особенно радует: сегодняшние студенты перестали искать готовые ответы на свои вопросы. Они, конечно, хотят обладать знаниями и навыками, присущими профессиональным руководителям. По их мнению, сегодня уже как-то неприлично этого не знать. Но с другой стороны, многие из них понимают, что пытаться бездумно применять весь полученный на программе инструментарий – не совсем правильно. Нужно найти свой путь, взять то, что необходимо здесь и сейчас, с учетом специфики своей компании, своих людей и ресурсов, чтобы все было гармонично. Это состояние гармонии они черпают из сочетания структурированных знаний, собственных способностей и обязательно привносят туда свою уникальность, свою фирменную фишку, которая позволяет им выделиться среди прочих. Они за этим к нам приходят.
Есть ли какие-либо специальные приемы, особенности работы с такой аудиторией?
- Работать с такими людьми приходится, не столько передавая знания и навыки, сколько делясь с ними частичкой собственной души, энергии, зрелости, мудрости, которую ты накопил к этому времени. Это существенно повышает требования к преподавательскому составу бизнес-школ: работающие с первыми лицами бизнеса должны быть зрелыми людьми, не просто экспертами, а партнерами и коучами по отношению к студентам. Во время занятий мы должны создать для них такую питательную среду, в которой они смогут найти ответы на свои вопросы. Поэтому у бизнес-школ, помимо применения традиционных методик в процессе образования, должна быть еще стратегическая, с большим замахом на будущее, постоянная работа с личностью студента.
На ваш взгляд, какие тренды существуют на рынке программ МВА?
- Рынок МВА развивается волнообразно. Бывают такие периоды, когда накапливается определенная прослойка собственников и генеральных директоров компаний, созревших для МВА. Накопилась критическая масса, и они пришли – их видно, они однородны, похожи по требованиям, уровню интеллекта, запросам с точки зрения бизнеса. Потом их нет, и опять нужно время, чтобы они накопились.
В эту паузу приходит другой поток – топы малых бизнесов или руководители отделов. Они обращаются по своей инициативе, либо их посылают директора, которые уже прошли обучение, и для них важно говорить со своим замом на одном языке. Сейчас идет вторая волна. У этих запросы немного другие: либо связанные с возможностью карьерного роста, либо с интересом развития собственного бизнеса в перспективе. Часто они хотят найти свое место в бизнесе, определиться с ролью, которую будут играть на предприятии. Я думаю, что эта тенденция будет усиливаться, и бизнес-школам надо быть готовым к этому.
Кроме того, на рынке прослеживаются два конкурирующих между собой тренда. С одной стороны, МВА в последнее время часто критикуют, обвиняют в обучении слишком многому количеству «правильных» технологий. Это следствие того старого подхода к МВА, когда просто давали знания и инструменты. Сейчас так работать нельзя.
С другой стороны, на МВА приходит все больше управленцев среднего звена за тем набором знаний и компетенций, которые необходимо знать современному руководителю. И мне кажется, что скоро МВА приблизится, по сути, к высшему образованию. Учиться туда будут идти более массово. Тогда придется реструктурировать программу и адаптировать монолитно понимаемый бренд МВА под разные категории руководителей.
И еще одна важная вещь: сегодня недостаточно того, что на МВА есть большое количество практикумов и кейсов любого формата в аудитории. Задайте себе вопрос: чем жизнь отличается от описания жизни? Тем же работа в «поле», на реальном предприятии будет отличаться от решения кейса.
В чем основная ценность МВА USIB? С какими компетенциями руководители бизнеса выходят на рынок?
- У руководителей формируется стратегическое мышление, расширяются привычные горизонты, пространство возможностей. У них появляется 4 стратегических компетенции, крайне важных для системного управления бизнесом. Во-первых, это компетенция идеологической целостности компании, которая, прежде всего, обеспечивает единство системы ценностей в компании. Мы их этому учим с разных сторон. Во-вторых, мы учим их аналитической точности. Чтобы не только первое лицо бизнеса, а каждый член команды мог анализировать, видеть причинно-следственные связи и расставлять приоритеты. В-третьих, они выходят из стен бизнес-школы с компетенцией концептуальной ясности в бизнесе. Они умеют работать с продуктами, целевыми аудиториями, их потребностями, выбирать правильные каналы и способы взаимодействия с клиентом, знают, как создавать свою уникальность и обходить за счет этого конкурентов.
И четвертая, самая главная компетенция – я называю ее хронической внедрябельностью. Сегодня многие руководители знают, что и как делать, чтобы привести бизнес к успеху, но достичь ожидаемого результата получается далеко не у всех. Вероятность того, что у наших выпускников будет гарантированный результат, повышается в несколько раз. И цифры здесь говорят сами за себя. Более 90% всех дипломных проектов, которые защищают студенты на программе МВА USIB, реализуются на практике, в реальном бизнесе.
И, конечно, мы им даем инструменты оптимизации всех функциональных зон бизнеса. Они учатся их понимать и применять на верхнем уровне, без погружения в детали. Я им всегда говорю: вы должны стоять у главного пульта управления. И наши выпускники получают для этого все необходимое. Иначе не было бы таких выдающихся результатов.
Еще мы их вдохновляем. Если они и приходят за каким-то ресурсом, чтобы научиться больше зарабатывать, то вместе с этим они обретают вдохновение, благодаря которому получают, в том числе, и больше денег. Просто это еще и с удовольствием происходит, с радостью во всем многообразии этой жизни. Они уходят со стремлением созидать и с уверенностью, что у них это получится. И, как показывает практика, у них получается!