«Если делаешь бизнес для себя, то никогда не создашь великую компанию» — Арсен Рябуха
Простой тест на «великого собственника». С этой задачей не справляется большинство бизнесменов, но именно она — главная проверка того, получится ли из вашей фирмы что-то по-настоящему заметное.
Арсен Рябуха, бизнес-тренер компании Business Relations:
— Вы никогда не задумывались, почему в нашей огромной и очень богатой на различные таланты стране так мало создано реально заметных международных бизнесов? Так как я много работаю с компаниями различных размеров и отраслей, много общаюсь с руководителями, задумываюсь об этом все чаще и чаще. И, мне кажется, я нашел если не главную, то очень и очень значимую причину такого положения вещей.
У нас в стране сформировалось какое-то совершенно извращенное и даже опасное представление о том, кто такой лидер бизнеса, чем он должен заниматься и что уметь.
Кто такой настоящий лидер? Когда сотрудники видят, что руководитель ставит интересы других людей выше своего личного комфорта, его можно назвать настоящим лидером. Он заботится о том, чтобы члены его команды были обеспечены необходимым, чтоб у них были решены все беспокоящие их вопросы, чтоб они получили весь инструментарий, все, что им необходимо для решения задач. «Я готов поступиться своими интересами на какой-то период, потому что они выполняют важные задачи, они бегут «на передовую», — вот как рассуждает лидер.
У нас же зачастую в бизнесе эта пирамида развернута. Кто такой знакомый нам лидер? Он — «царь горы», который болезненно контролирует все или почти все, конкурирует с потенциальными кандидатами на свое место, массу сил тратит на то, чтобы продемонстрировать окружающим (коллегам, партнерам, другим бизнесам), что он сильнее их и достоин своего места. Этот агрессивный стиль дает свои результаты первое время, и такой вот «царек» забывает быстро, что бизнес в его самых лучших и сильных проявлениях никогда не строился на голом индивидуализме.
Задача руководителя — и собственника в особенности — создать для других людей повод и основание быть вовлеченными в его дело настолько, чтобы это дело они считали своим не меньше, чем он.
Фактически надо добиться того, что на первый взгляд может показаться вам полным бредом, но именно это необходимо. Надо демонстративно убить собственное эго ради того, чтобы это самое эго удовлетворить.
Личный пример подчинения собственных интересов владельца интересам всего бизнеса — вот мощнейший инструмент вовлечения людей в достижение сверхрезультата. А иначе у вас никогда не будет даже шанса стать великой компанией. Люди не рвутся жертвовать своим личным временем, своими семьями и интересами ради идеи заработать собственнику лишний миллион/миллиард. Люди делают это ради того великого общего достижения, к которому вы их ведете и пашете вместе с ними ради этого достижения.
Великий бизнес делают не выдающиеся личности, абстрактно витающие в космосе. Бизнес делают команды, которые эти личности создают вокруг себя.
И когда вы это усвоите, а самое главное — демонстративно проявите перед подчиненными идею «я вместе с вами тружусь ради общего дела, а не ради своего кошелька», тогда вы получите синергетический эффект. Люди будут жертвовать своим ради общего. И вовлечение окажется очень заразительным. Выяснится, что те, кто еще вчера не очень-то разделял ценности вашего бизнеса, заражаются энергией от остальных, и вот они уже — часть вашей лояльной и преданной команды.
Многие скажут: «Но ведь все понимают, что это обман! Что по-настоящему мы бизнес делаем ради прибыли! Что за игра в коллективное счастье?»
Не надо бояться коллективности самой по себе. Мне кажется, у нас неприятие коллективного во многом вызвано отторжением советского опыта.
Многие помнят, как в свое время в Советском Союзе корпоративная культура на больших промышленных предприятиях строилась на том, что рабочий должен был осознавать, что это — его предприятие. Формально мы жили в стране «рабочих и крестьян», а значит, фабрики принадлежали тем, кто на них трудился. Да, очень во многих случаях это была абсолютно нечестная вещь, такая фейковая штука. Потому что ситуация, когда «завод-то мой, поэтому я каждый вечер уношу с этого завода по детали» — это не вовлеченность, это извращение. Раз мое, то я себе в гараж утащу, какая разница, где лежит. Но то, что вы видели в Советском Союзе, — это не настоящий коллективизм. Иногда приятные исключения случались, но чаще всего была лишь надуманная картинка. Однако это не значит, что такое следование общей идее не дает эффекта — как раз напротив.
Минувшие 25 лет жесткого индивидуализма породили у наших людей голод на хороший общий проект. Кто из собственников готов будет им предложить подобный проект, тот и победит в конкуренции.
Но есть и еще одна очень важная вещь: вовлеченность обладает уникальным свойством — поначалу вам может показаться, что вы только играете роль заботливого лидера, но со временем выяснится, что вы сами вовлеклись в сверхидею своего бизнеса куда больше, чем подчиненные.
Да, на первых этапах «голодный» молодой бизнес жаден до денег и часто только деньги движут его создателем. Но чтобы развиваться и идти дальше, «идеи денег» недостаточно, и коллективный большой проект создаст огромную мотивацию для самого собственника. Даст ему смысл заниматься бизнесом даже тогда, когда голод на деньги будет утолен.