«Если ты в одном месте смошенничал, урвал кусок, то в другом обязательно убудет»
«Я уверен: целенаправленного намерения обмануть нет ни у одного из предпринимателей. Есть задача сделать продукт, который купят, потому что бизнес существует ради этого» — Александр Матофаев.
Александр Матофаев, основатель компании Aleka Group:
— Честность — хорошее слово, от слова «честь». Это редкая способность не обманывать — ни себя, ни кого-то другого, и она особенно важна в бизнесе. Уметь сказать правильно, не убив человека словом и не прослыв идиотом, но при этом быть честным — это искусство.
Есть такая сильная вещь — называется репутация: есть люди, с которыми можно работать, и есть и те, с кем лучше дел не иметь. А любой бизнес — это всегда конкретный человек. И когда ведешь дела, то хочешь надежности, стабильности и уверенности в том, что тебя не подведут.
Когда люди объединяются и становятся партнерами в бизнесе, а у кого-то остается за пазухой что-то недоговоренное, такой бизнес может жить, но очень недолго.
В России же витиеватая законодательная система — каким бы ни был хорошим договор, всегда можно найти изъяны. В бизнесе постоянно возникают ситуации, когда тебе предлагают очень заманчивые, на первый взгляд, предложения. На входе в проект условия кажутся выгодными, а на деле принесут больше проблем, чем заработка.
Была у меня как-то сделка, касалась она покупки земельного участка. Хочу сказать, что это достаточно сложная категория сделок, требующая знаний из различных юридических дисциплин. С виду привлекательный объект может иметь массу обременений: долговых обязательств, прав третьих лиц и прочих ограничений, которые превращают актив в убыточное мероприятие. И если бы я подписался под предложенным договором, оказался бы в настоящей кабале. Без вариантов. Не только бы денег не увидел, но еще бы и должен остался. Потребовался целый штат юристов, чтобы учесть все нюансы такой сделки. Здесь нужно знать много тонкостей, но когда видишь реальный потенциал в предложении, есть смысл биться за каждый пункт договора.
Знаете, есть хорошее выражение — задавая вопрос, ты должен знать правильный ответ. Тебе нужно понимать, какие могут быть подводные камни и, читая договор, сходу видеть эти места. Например, свидетельство о праве собственности, которое тебе показывает другая сторона, – еще не гарантия чистоты актива. При анализе актива нужно смотреть несколько предшествующих этапов возникновения прав. К таким случаям я отношусь вполне философски — это неизбежная часть работы, а в каждой профессии свои вредные воздействия на организм.
Несколько лет назад я реанимировал один проект: требовалась существенная реконструкция со сменой назначения объекта. Это давало реальный шанс привлечения инвесторов. Задачи были выполнены, деньги привлечены. И собрались три собственника объекта. Как ни крути, типичная ситуация — возникает вопрос: кому, сколько и за что. Деньги серьезные, начинается спор между двумя сторонами. Третий, основатель актива, выступал в роли третейского судьи и, посмотрев на происходящее, сказал: «Короче, идите вы со своими деньгами! Вот площадь, которую я оставляю под себя, остальное продавайте, денег этих мне не надо». Хлопнул по столу. И на этом спор прекратился. На мой взгляд, это было очень круто.
И я говорю как раз про такую честность, которая формируется из цельности человека, способности решить проблему здесь и сейчас и так, как подсказывает собственное представление о мире, морали, опыте. Такие сильные люди всегда в цене.
К предпринимательству в России относятся с недоверием. Но вопрос ведь не в обмане, а в знании, которым ты способен или не способен обладать. Например, ты считаешь себя героем, этаким Рэмбо, и идешь в лес, но не знаешь элементарных правил безопасного поведения — как развести костер, как переночевать, и получаешь какое-то увечье из-за этого. Обладание знанием — это же не запретный элемент и зависит только от твоего желания добраться до сути. И здесь — полная свобода.
Я уверен, что целенаправленного намерения взять и обмануть нет ни у одного из предпринимателей. Есть задача сделать продукт, который купят на рынке, потому что бизнес существует ради этого. Да, мошенников хватает, но их век всегда плохо заканчивается.
Если говорить про девелоперский рынок, есть очень понятная формула — спрос определяет предложение. Приведу известный пример с многоквартирной застройкой на участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Зачастую это напоминает поиск золотого тельца, когда люди, увидев подешевле, дальше мозг не включают. Только представьте: покупатели заключали договоры займа, чтобы потом по выгодной цене получить для себя недвижимость. Изначально очевидно, что это афера. Можно, конечно, сказать, что здесь мошенники простого человека обманули, он отдал свои деньги и получил большие проблемы. Но можно сказать и по-другому: виноват прежде всего тот, кто заплатил и дал свое согласие на аферу, стал ее соучастником.
У каждого человека есть право выбора. Разве есть запрет на получение достоверной информации? Пара консультаций, немного почитать — и ты предостережен. Но нет – и на пустом месте возникла проблема с новыми обманутыми покупателями. Появилась дополнительная головная боль у огромного количества людей, которые в этой коммерческой оферте участия не принимали — чиновников, бизнесменов, юристов. И почему наказывают того, кто всю эту схему со стройкой на землях ИЖС придумал, а того, кто согласился — нет? К сожалению, многие продолжают мыслить легкой наживой, выгодой и при любой возможности стараются урвать свой кусок.
У меня желания урвать нет. Более того, мыслить такими категориями просто ущербно. Будущее есть только в созидании. В моем представлении, все настоящее легко не дается.
Да, и у меня бывали ситуации, когда я думал, что есть легкая нажива, но здесь я обманывал только самого себя. Был случай, когда я участвовал в комплексной сделке, но сама ее схема была не совсем честной по отношению к одному из участников. Сделка состоялась, но не давала мне покоя. Это может показаться глупым, но я вернул деньги тому участнику, и стал правильнее себя чувствовать. Ситуация завершилась взаимным уважением, и возникли новые стратегические перспективы сотрудничества.
Один мой старший товарищ говорит: «Все должно быть, как в аквариуме — честно и прозрачно. Когда не врешь, не надо ничего придумывать и тратить время, чтобы все это помнить. Все равно однажды проколешься». По закону физики, существует баланс энергии — если ты где-то смошенничал, урвал кусок, то в другом месте обязательно убудет, и убудет там, где ты точно этого не хотел. Открытый подход к отношениям — это как раз и есть та честность, о которой я говорю. За ним стоит очень много работы, но жить становится проще.
Я, конечно, живу не в аквариуме и пока не могу назвать себя абсолютно честным человеком — это как раз та цель, к которой можно идти бесконечно.
На заре своей юности, занимаясь преподаванием в области продаж, я всегда говорил, что ключевое — это вера в продукт. Но понятие значительно шире (я не затрагиваю высокие материи и религию) — по сути, в жизни есть единственная константа, которая не подвергается сомнению. Это — вера. Без разницы во что. И если человек верит, то убирает все сомнения на пути к цели и, по крайней мере, перед самим собой он честен. А у других людей есть выбор — согласиться с этим или нет. А это уже не коммерческая оферта, а жизненная.
Текст: Анна Асташкина, специально для DK.RU