«Если у вас мало конкурентов, вам не вырасти в единорога. Незаселенный рынок — не бизнес»
«Чтобы начать пользоваться вами, люди должны перестать пользоваться чем-то другим». В каких условиях компания реально растет и сколько лет должно быть ее основателю. ЦИФРЫ И ФАКТЫ.
Аркадий Морейнис, программист, предприниматель и инвестор, основатель «фабрики стартапов» «Главстарт», описывает «стандартного единорога», опираясь на статью Medium.com. Что же на самом деле представляют собой суперуспешные компании и кто их создает?
Секреты единорогов:
1. У 20% единорогов один основатель, у 35% — два, у 30% — три. Один основатель — это не диагноз.
2. Больше половины основателей-CEO были старше 35 лет на момент основания. Никогда не поздно начать.
3. У 55% основателей-CEO нет предыдущего опыта в той индустрии, в которой они создали единорога. Учитывая, что в теме здоровья и биотеха наоборот — 80% имеют релевантный опыт, значит, в других сферах релевантный опыт отсутствует у 60–70%. Здравый смысл важнее, чем тематическая экспертиза, ее легко можно купить — в отличие от здравого смысла.
4. У 60% основателей это не первый стартап, который они основали. Другими словами, обычно не получается в первый же раз выстрелить до миллиарда.
5. Только 30% основателей работали когда-то в чужом стартапе. Чужой стартап — это не такой хорошее поле для опыта создания своего стартапа.
6. Компаний, занимающихся B2B и B2C — почти пополам, но тех, кто занимается и тем, и другим — только 1%. Не пытайтесь совмещать, фокусируйтесь на чем-то одном.
7. Самая благоприятная для появления единорога ситуация — иметь много конкурентов прямо на старте (больше 50% единорогов). Самая плохая — иметь только одного конкурента, получившего недавно большой раунд инвестиций (единицы процентов).
8. Мало иметь много конкурентов — надо от них чем-то существенно отличаться. Высокая и средняя степень отличия от конкурентов характерна практически для 95% единорогов.
9. На момент основания рынок уже был большим (60% единорогов) или средним (25%). Не стоит выдвигать «маленький, но растущий рынок» в качестве своего достоинства.
10. В 65% случае единороги отжирали долю рынка у существующих игроков, а не создавали новый рынок. Прямо по классике — «чтобы начать пользоваться вами, люди должны перестать пользоваться чем-то другим».
11. Быть первым совершенно не обязательно. Почти одинаковое количество единорогов, которые были первыми, в числе первых пяти или далеко не первыми. «Мы первые, поэтому дайте нам денег, и мы победим» — далеко не факт.
12. 90% единорогов не проходили никаких акселераторов, а если и проходили — скорее всего, Y Combinator. Не рвитесь в акселераторы — лучше продавайте. Или продавайте лучше.
13. 90% единорогов имеют венчурное инвестирование. Ответ на вопрос «Зачем нужны инвесторы растущему стартапу?» — без венчура не дорасти до единорога.