Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

Если вы думаете, что домашние пользователи могут спать спокойно, то ошибаетесь

В последние два года Екатеринбург превратился в одного из лидеров по борьбе с компьютерным пиратством. Правообладатели и правоохранительные органы практически убили торговлю нелегальным софтом — уж

В последние два года Екатеринбург превратился в одного из лидеров по борьбе с компьютерным пиратством. Правообладатели и правоохранительные органы практически убили торговлю нелегальным софтом — уже невозможно найти в свободной продаже нелицензионный MS Windows или Office. Теперь на очереди простые пользователи, не привыкшие платить за установленные на компьютере программы. В том числе и юридические лица.

досье
Business Software Alliance
Business Software Alliance (BSA) — Ассоциация производителей программного обеспечения.
Международная некоммерческая организация.
Осуществляет свою деятельность с 1988 г.
Активно работает более чем в 80 странах мира.
Направление деятельности — продвижение безопасного и легального программного обеспечения (ПО).
Объединяет международных производителей коммерческого ПО и действует в их интересах.
В Российской Федерации с 2005 г.
В числе международных участников ассоциации такие компании, как Adobe, Apple, Autodesk, Borland, Macromedia, Microsoft, SolidWorks, Symantec и VERITAS Software.

Нашумевшее дело директора сельской школы из Пермского края Александра­ ­Поносова не только заставило все общество говорить о проблемах лицензирования программного обеспечения, но и сильно напугало бизнес-сообщество. Ведь оказалось, что от нападок правоохранительных органов не застрахованы даже простые школы. В Свердловской области милиция школами пока не занимается, а вот проверок предпринимателей самого разного масштаба становится все больше. По словам Юрия Козубенко, юридического представителя Business Software Alliance (BSA) в УрФО, Свердловская область выходит в лидеры в России по борьбе с пиратством в сфере программного обеспечения.

Размах борьбы с пиратством постоянно растет

Насколько сейчас реально обычной компании попасть под проверку?
— Есть статистика — смотрите сами. В неделю бывает по три-четыре проверки организаций — конечных пользователей, причем их число постоянно растет. С июля прошлого года изъято почти 250 компьютеров, возбуждено 45 уголовных дел, вынесено десять приговоров. Они касаются как небольших торговых компаний, так и оборонных заводов.

Раньше к милиции было много претензий: мол, не умеют правильно оформить, не на тех заводят дела. Это уже проблема прошлого?
— Проблема, конечно, существует, особенно при проверке конечного пользователя. Часто, определяя, кто будет ответственным, органы обычно пытаются идти путем наи­меньшего сопротивления. Кто в организации взял на себя вину, тому и предъявляют обвинение в уголовном преступлении. Но если обратиться к закону, да и к практике, складывающейся в УрФО, ответственность за незаконное использование объектов авторского права в организации несет ее руководитель. Он вводит в хозяйственный оборот и использует в деятельности компании компьютеры и ПО. Именно на руководителе лежит обязанность по инвентаризации имущества — проверке программ, установленных на компьютерах компании. Уральский регион отличается высоким уровнем профессионализма прокуратуры и милиции и соблюдением законности в сфере защиты авторских прав. Все приговоры, которые были в нашем округе, касались руководства, а не сисадминов, как в Москве. Таких дел много: ЗАО «Технекс», компания «ОСК», фабрика мебели «Гранд Кволити», Курганское отделение Федерации компьютерного спорта, компьютерный клуб «Зандер», ООО «НПП Би-тек» — наказаны были руководители.

Уровень адвокатов тоже растет?

— Да, и заметно. Если раньше нам противостояли обычные сотрудники адвокатских контор, то теперь в судебном процессе мы сталкиваемся и с кандидатами, и с докторами юридических наук. Уровень стороны защиты растет. Это, конечно, импонирует. Иной раз суд превращается в настоящую войну юристов. Вот только обвиняемому вряд ли это идет на пользу: чем жестче борьба, тем суровее наказание. Тем более что за два года работы мы не получили ни одного оправдательного приговора.

То есть смысла тратиться на адвокатов нет?

— Абсолютно верно. Адвокаты отрабатывают свое время, свои гонорары. У нас был печальный опыт, когда человек, продавший четыре системных блока с контрафактным ПО, нанял двух адвокатов, которые, видимо, не оценили всю серьезность ситуации для своего клиента и решили с нами побороться. В итоге их клиент получил два года и четыре месяца лишения свободы, хотя мог отделаться и условным осуждением. Вообще, судебная практика идет к ужесточению наказания. Судьи стали строже подходить к этой категории дел и с каждым разом повышать планку наказания.

Бизнес уже начал переходить  на лицензионное ПО

Можно ли спрогнозировать, как ситуация будет развиваться дальше? Ведь даже эти 50-100 проверок для нескольких десятков тысяч юридических лиц Екатеринбурга — капля в море.

— Я бы так не сказал. Работа идет, динамика позитивная. Нарабатывается практика, с каждым делом повышается уровень профессионализма как у судей­ского корпуса, так и у прокуратуры и МВД. Прокуратура и суды ввели специализацию по этим делам, благодаря чему снижаются сроки их рассмотрения. Если раньше дело расследовалось до шести месяцев, то сейчас бывают случаи, что и через две недели дело направляется в суд. Члены BSA никогда не примиряются, т. е. выступают против прекращения уголовных дел за примирением сторон, а дел становится все больше, и рынок это чувствует.

Вы в своей практике заметно ощущаете изменение ситуации?

— Да, конечно. Если год назад представить себе было невозможно, что организация использует лицензионный софт, то сейчас две-три из десяти проверок заканчиваются ничем — у компании все в порядке. И это, на мой взгляд, позитивная тенденция.

Думаете, это ваша заслуга?

— Нет, просто идет планомерная работа. Как я уже говорил, возникла специализация среди работников правоохранительных органов — они стали лучше разбираться в этих вопросах, у них появилось больше возможностей. В судах та же тенденция. Появились судьи, которые отлично понимают специфику подобных дел, приговоры все жестче и т. д. Не знаю, когда придем к полному исчезновению пиратства, но мы становимся все более и более продвинутыми в этой сфере.

Основная борьба с пиратами развернется в арбитражном суде

Кто обычно выступает инициатором судебных процессов по нелицензионному софту? Общественное мнение грешит именно на представителей иностранных разработчиков.

— Обычно инициатива исходит от правоохранительных органов. Закон не требует подачи заявления, вот почему не мы инициируем милицейские или прокурорские проверки. Мы только поддерживаем милицию, помогаем соблюсти все нормы права и довести дела до логического завершения и лишь формально выступаем в качестве потерпевших по таким делам.

И каковы успехи?

— Борьбу с пиратами ведут не только подразделения БЭП и «К»1, но и участковые уполномоченные, Росторгинспекция и т. д. По количеству дел и динамике мы одни из первых в России, а Екатеринбург, например, один из лидеров в раскрытии интернет-мошенничества. Только с июля прошлого года по УрФО более ста возбужденных уголовных дел. В 2005 г. Свердловская область среди всех регионов занимала 11-е место по числу дел в сфере авторских прав, Курган — 13-е, Тюмень — 17-е, Челябинск — 35-е. Это по количественным показателям, т. е. сколько возбуждено дел. В 2006 г. ситуация изменилась. Свердловск вышел на 2-е место из 88 субъектов, Курган, на удивление, попал в первую десятку, хотя область маленькая; другие города тоже подтянулись. Правда, количество дел не всегда показатель эффективности. В этом году мы хотим сделать упор на арбитраж, на гражданско-правовые средства защиты интеллектуальной собственности. Мы уже проводили подобные мероприятия — при помощи судебных приставов описывали системные блоки в организациях. Очень эффективное средство, когда по решению арбитражного суда описывается весь компьютерный парк компании.

Фокус борьбы переносят на пользователей

Пару лет назад, когда пошла волна активной борьбы с пиратством, большая часть дел была возбуждена против нелегальных установщиков программ, но обещали направить силы на борьбу уже с конечными пользователями. Это происходит?

— Да, вы правы, последнее время большое внимание мы уделяем пользователям. Это связано с несколькими моментами. Во-первых, борьба с нелегальным софтом — это не только требование ВТО, это вопрос безопасности бизнеса. И это актуально для российского бизнеса. Второй момент — пиратские программы критичны для таких сфер деятельности, как банки, строительство, авиаперевозки. Строительство и проектирование на контрафактном софте у нас в принципе недопустимо, то же самое с перевозками. Работу нелицензионных программ никто не гарантирует. Благодаря проверкам пользователей снижается спрос на контрафактное ПО. Бизнес начинает осознавать преимущества легального софта: регулярные обновления, техподдержка, сервис.

Но пираты же часто ориентируются на домашних юзеров. Есть ли механизм их проверки?

— Как обычно работают нелегальные установщики? По объявлениям. В Кургане, например, поймали одного из них, а так как милиции необходимо раскрывать много преступлений, вот они и проверили всех его клиентов и завели сразу два десятка дел. Так что если вы думаете, что пользователям можно спать спокойно, то ошибаетесь.

Как обычно милиция выходит на фигурантов в корпоративном секторе?

— У органов есть свои оперативные наработки. Бывает, что, поймав одного хакера, выходят на другого и т. д. Причем надо понимать, что правоохранительные органы проверяют не по факту установки ПО, а по факту использования. Делается уведомление, потом через семь дней приходят и проверяют. Если нарушение не исправлено — возбуждают дело. Бывает, что и не уведомляют, а сразу проверяют.

Если программа просто установлена, но не используется?

— По нормам международного права хранение программы в памяти компьютера считается частным случаем использования. Поэтому неважно, была ли у вас программа открыта или нет. Есть программа на жестком диске компьютера, значит, ее применяют. Правоохранительным органам надо лишь выяснить, законно ли. Если вы не способны предоставить лицензионное соглашение, лицензионный диск, то можно обратиться к правообладателю, который подтвердит или опровергнет, заключалось ли лицензионное соглашение.

А что, были прецеденты?

— Да, например, недавний случай с компанией «ВИП». Милиция предложила нам поучаствовать в деле против них — мы отказались. С нашей точки зрения, это добросовестные пользователи, если есть иные нарушения закона — вопрос уже не к нам.
 

 

1 Отдел «К» специализируется на преступлениях в сфере информационных технологий

цифры
Уровень пиратства по отраслям

76% - в дизайне и рекламе.

 

74% - на производстве.
73% - в строительстве и архитектуре.
 

Источник: BSA и исследовательская компания IDC.
Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • «На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»«На Урале не кидают, не принято. И среда для предпринимательства здесь благоприятная»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.