Подписаться
Курс ЦБ на 24.01
99,09
103,66

Есть альтернатива Microsoft

Если еще пару лет назад никто не обращал внимания, на какой платформе работают компьютеры в стране, то сейчас каждый второй государственный деятель твердит о необходимости разработать отечественную

Если еще пару лет назад никто не обращал внимания, на какой платформе работают компьютеры в стране, то сейчас каждый второй государственный деятель твердит о необходимости разработать отечественную операционную систему для повсеместного внедрения. В условиях тотальной борьбы с пиратством возможность воспользоваться программами с открытыми кодами выглядит привлекательно, но выиграет ли бизнес от этого — вопрос открытый.

эксперты
Алексей Бартоломей
технический директор компании «УралВЭС»
Олег Быстров
директор по ИТ транспортной компании «Лорри»
Сергей Канторович
гендиректор компании «ТЭКИНКОМ»
Михаил Климарев*
начальник отдела компании «Уралсвязьинформ»
Игорь Самсонов
председатель комитета по информатизации администрации г. Екатеринбурга
Павел Фролов
директор компании Linuxcenter
Максуд Шадаев
руководитель департамента Мининформсвязи России
Евгений Шароварин
владелец компании «АСК»

Почему государство ставит на Linux
Что может бизнес выиграть от Linux
Какие проблемы ждут экспериментаторов
Как строить стратегию дальнейшего развития

Когда в 1991 г. финский студент Линус Торвальдс выкладывал в Сеть ядро новой операционной системы, он не думал о противоборстве с компанией Microsoft, так как детище Билла Гейтса еще мало напоминало гиганта мировой софтверной индустрии. Однако к началу XXI века оказалось, что операционные системы, выросшие из студенческих разработок г-на Торвальдса, единственные серьезные конкуренты Windows. Именно для того, чтобы обсудить, действительно ли свободное ПО1 настоящая альтернатива, «Деловой квартал» совместно с Клубом профессионалов АСУ Урала собрал Дискуссионный клуб «Свободный софт: причины выбора и по­следствия внедрения».

Страна хочет «свободы»

Дискуссионный клуб проходил в рамках конференции «Муниципальная информатика», организованной АКСИТ, поэтому кроме представителей бизнес-сообщества в ней активно участвовали и чиновники, отвечающие за ИТ в муниципалитетах всей страны. Тема вызвала огромный интерес — в зале, рассчитанном на 50 мест, царил настоящий ажиотаж. Его дополнительно подогревал телемост с Москвой. С помощью компании «Связькомплект-Урал» в дискуссии смогли высказать свое мнение и столичные эксперты. Они задали первый вопрос — что подогревает активный интерес к Linux в стране? Ответил Павел Фролов, директор компании Linuxcenter, занимающейся популяризацией свободного софта: «Дело Поносова2, которое получило широкий резонанс в стране, привело к тому, что все ИТ-системы подверглись аудиту. И официально выяснилось, что доля контрафактного программного обеспечения в России достигает 90%, а в госструктурах доходит до 95%. Это серьезная угроза информационной безопасности государства. Раньше вся страна использовала трофейное ПО (контрафактное. — Прим. ред.). Сейчас, в условиях вступления в ВТО, за него надо заплатить, причем много миллиардов долларов. И заплатить обязательно. В первые три квартала этого года до суда уже дошли 3,5 тыс. дел по использованию нелегального софта. Возникает вопрос, должно ли наше государство дотировать западную экономику. Второй вопрос — безопасность: всегда существует риск, что в закрытых программах есть некоторые недокументированные функции, которые, например, позволяют системе самостоятельно обмениваться данными с производителями, не сообщая об этом пользователю. Именно после этого и обратили внимание на Linux. Кроме того, стоимость приобретения и владения Linux ниже. Приобретая такие ОС, вы покупаете труд российских разработчиков».

Первым на эту хвалебную речь отреагировал Евгений Шароварин, владелец компании «АСК». Он попросил рассказать о недостатках Linux. Г-н Фролов принял подачу: «Самое плохое — это отсутствие большого числа специалистов. Если в Москве и Питере их еще можно найти, то в регионах есть города, в которых компании не способны поддерживать даже почтовый сервер на Linux, поскольку нет таких специалистов. Мы пытаемся решить проблему с помощью дистанционного обучения, развиваем очные курсы, открываем учебные центры, как раз на очереди Екатеринбург. Разработали программу повышения квалификации преподавателей. Например, сейчас на Linux переходят школы Сургута, там эта программа вот-вот начнет работать».

Вслед за Павлом Фроловым к беседе присоединился другой москвич — Максуд Шадаев, руководитель департамента Мининформсвязи России: «На мой взгляд, произошел серьезный структурный сдвиг в пользу использования свободного ПО. Масштабные проекты по его внедрению в сфере образования начнутся уже в этом году. За три года бюджет на свободный софт только в образовании составит около 3 млрд. До конца 2011 г. пакет таких программ должен стоять на каждом школьном компьютере. Деньги пойдут на разработку. Хотя на лицензионный софт в сфере образования мы пока тратим в три раза больше». В этот момент в зале не упустили возможности задать столичному эксперту каверзный вопрос: много ли свободного софта использует само министерство? В ответ г-н Шадаев честно признал, что свободное ПО занимает менее 1%, но заинтересованность огромная: Максуд Шадаев: «У нас уже есть ведомства, которые с нового года будут переходить на свободный софт, до 30% рабочих мест попробуют перевести, много вопросов с унаследованными системами. Например, система единого государственного экзамена не может работать на свободных платформах».

В плоскость бизнеса разговор вернул Илья Коробейников, финансовый директор компании «БЛК групп», занимающейся разработкой информационных систем для госсектора: «Кто будет оплачивать переделку систем, уже созданных на технологиях Microsoft?» В ответ г-н Шадаев заметил, что речь не идет о переделке всех ИТ-систем: «Мы просто введем требования для новых разработок по обязательной совместимости с открытым софтом». На этом ведущий Дискуссионного клуба попрощался с москвичами и предложил аудитории сосредоточиться на проблемах уральского бизнес-сообщества.

Linux — решение кадровых проблем

Как только эксперты представились, на них сразу же посыпались вопросы из зала. Слушателей больше всего интересовало обоснование реальной экономии за счет использования свободного ПО: «Докажите, что это действительно дешевле, и мы будем двумя руками «за». Своим опытом поделился г-н Шароварин: «Я вообще не понимаю, что значит в бизнесе дорого и дешево — бывает эффективно и неэффективно. Я задавался этим вопросом, смотрел отчеты Европейского союза, в частности, есть хорошие материалы Министерства финансов Финляндии, в них действительно доказывается, что стоимость владения ИТ-системами на базе Linux немного дешевле, но нерадикально. Мы рассматривали вопрос о переходе на открытый код и приняли положительное решение, несмотря на то что у нас все уже лицензировано и оплачено. Для нас оказался важнее другой фактор — кадровый. Специалистов в ИТ не хватает, но люди, специализирующиеся на открытых системах, лучше мотивированы на интересные задачи. И как следствие, они стабильнее работают и менее склонны к перемене мест. Надо понимать, что лицензии составляют не очень существенную долю в стоимости владения. Кое-что Linux позволяет делать лучше, кое-что не так хорошо. Важно задуматься о месте технологии, о том, где она эффективна, а где нет».

Алексей Бартоломей, технический директор компании «УралВЭС», поделился собственным опытом: «Мы на протяжении своей работы используем открытое программное обеспечение. И с каждым годом его объем только увеличивается. До недавнего времени это касалось в основном серверного ПО, но в последний год у нас идет эксперимент по внедрению Linux в офисе — и вполне успешно». Положительный опыт есть и у администрации Екатеринбурга. Об этом рассказал Игорь Самсонов, председатель комитета по информатизации муниципалитета: «Понятно, что основную часть программ мы закупили у Microsoft. Оплатили все лицензии — тут у меня душа спокойна. Но в этом году мы начали тестировать альтернативные решения, в частности терминальный доступ. Попытались, не предупреждая пользователей, развернуть OpenOffice3 в ряде подразделений. До сих пор не получили ни одного вопроса. Пользователи вообще-то даже и не знают о наших экспериментах и продолжают работать. В следующем году мы будем только расширять подобную практику». Таким образом, г-н Самсонов развеял один из основных мифов, что пользователи в массе неспособны перейти на новые программы.

Главное, с точки зрения экспертов, чтобы у компании был подлинный выбор — программное обеспечение какого производителя поставить на компьютеры. В результате это сыграет на руку всем — развитие здоровой конкуренции между разработчиками программ всегда идет на пользу конечному потребителю.

Совместимость под вопросом

Несмотря на большое число заявлений о переходе на свободное ПО, до сих пор доля рабочих мест, на которых оно используется, исчезающе мала. В 2006 г. продажи такого софта в стране достигали, по расчетам «ФИНАМ», всего $50 млн, между тем как объем российского рынка лицензионного программного обеспечения, по данным IDC, составил в 2006 г. $1,55 млрд, а нелегального ПО, как оценивает тот же «ФИНАМ», — $2,5 млрд. Одну из причин обозначил Олег Быстров, директор по ИТ транспортной компании «Лорри»: «Мы серьезно рассматривали вопрос перехода на ПО с открытым кодом, но в итоге стали полностью ориентироваться на продукты Microsoft, поскольку не нашли пока решений для текущих задач. Кроме того, нет специалистов и полного комплекса свободного ПО, решающего весь спектр задач компании». Из зала тут же посыпались претензии к представителям Linux-сообщест­ва: как мы будем переходить под новую платформу, если под нее нет бухгалтер­ских программ, систем документооборота и т. д.? На что Илья Шпаньков, представитель Linuxcenter в Екатеринбурге, ответил, что 1С под Linux работает, системы документооборота тоже существуют. Г-н Бартоломей обозначил проблему шире: «Есть некий замкнутый круг — мы работаем на Windows потому, что нет приложений под Linux, а приложений нет потому, что все работают под Windows. Почему буксует внедрение OpenOffice? Организация живет не в вакууме. Проблема не в том, что программа работает хуже, а в том, что снаружи есть сложности с совместимостью форматов документов. У нас основные претензии к свободному ПО идут от менеджеров, ведущих переписку с внеш­ним миром, — часто возникают сложности с открытием того или иного файла. В остальном никто не жалуется». После этого завязалась жаркая дискуссия о том, кто и как соблюдает стандарты. Ее кратко резюмировал один из слушателей, заявив, что необходимо создать правовые нормы, которые будут обязывать поставщиков и разработчиков обеспечивать стандарты обмена данными, и тогда будет неважно, кто на чем работает. И постепенно все самостоятельно выберут, на кого молиться.

Итог разговору подвел Михаил Климарев*, начальник отдела компании «Уралсвязьинформ»: «Спор о том, что лучше — Microsoft или Linux, это как выяснение, кто круче — кит или кот. Сто­процентной совместимости тоже не бывает — даже продукты одного разработчика не всегда полностью интегрируются друг с другом. Давайте понимать, что у нас нет задачи поставить Linux — у нас есть задача обеспечить работоспособность системы. А что касается экономики, так надо просто садиться и считать расходы под конкретную проблему». Аудитория с ним согласилась.

Мыслить еще глобальнее присутствующих призвал Сергей Канторович, гендиректор компании «ТЭКИНКОМ»: «Сейчас каждый должен определить для себя, как он дальше будет жить, когда нужно платить за лицензии. Встает вопрос выбора пути дальнейшего развития. Мы должны придумать стратегию, позволяющую интегрировать различные продукты, развивать систему безопасности, экономить на лицензионных платежах. Каждый должен продумывать стратегию своего бизнес-юнита сам, а не брать готовую от того же Microsoft. Я уважаю эту компанию и ее продукты. Никто больше не может оттестировать свои системы на таком количестве пользователей. Но думать о стратегии надо самим». Точку в спорах поставил Евгений Шароварин: «Компании, производящие платное ПО, делают хорошие и нужные продукты, ведь люди голосуют за них рублем. Но когда-то и паровой двигатель был самым совершенным, а до этого всех устраивал гужевой транспорт. Прогресс идет, всегда есть альтернатива, она становится драйвером для развития. И она обязательно должна присутствовать».

1 Свободное программное обеспечение — это такое ПО, в отношении которого пользователь обладает четырьмя «свободами»: запускать, изучать, распространять и улучшать программу. В отношении проприетарного, или платного, ПО пользователь такими правами не обладает.
2 Дело Поносова — громкий уголовный судебный процесс против директора одной из сельских школ Пермской области Александра Поносова, обвиненного в незаконном использовании компьютерных программ. Основные слушания по делу проходили в начале 2007 г.
3 OpenOffice — бесплатный пакет офисных программ. Включает в себя текстовый и табличный редактор, средства работы с презентациями и т. д.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Как таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублейКак таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублей
  • Новые амбиции уральских застройщиков: что ждет Екатеринбург в 2025 году?Новые амбиции уральских застройщиков: что ждет Екатеринбург в 2025 году?
  • Основатель «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесуОснователь «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесу
  • Промышленные предприятия России погружаются в пессимизмПромышленные предприятия России погружаются в пессимизм
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.