«Эстетика бизнеса в его эффективности», — основатель Like Холдинг Аяз Шабутдинов
«Так вот, мое мнение: цель бизнеса проста - это прибыль, рост активов. Это не 100 сотрудников и не дорогой офис класса А».
Я помню, как мне хотелось чувствовать себя важным предпринимателем, сидеть в дорогом офисе, с кучей сотрудников.
Сейчас мне кажется, что, как только бизнесмен или генеральный директор ставит себе еще какие-то цели, не касающиеся увеличения прибыли компании, роста активов, и уходит в благотворительность или просто в непрофильную деятельность - например, покупает объекты недвижимости, причем, даже, если он выкупает помещение офиса, в котором он сидит, просто, чтобы не платить аренду, начинается стагнация. Теперь это кажется таким очевидным: фокусироваться на основном виде деятельности. Если у тебя остается столько свободных денег, что ты начинаешь скупать недвижимость, скорее всего ты где-то неэффективен, либо просто достиг потолка в рамках своей деятельности прямо сейчас и есть какой-то ограничитель, который мешает тебе расти. нехватка сотрудников, рынка, но чаще всего это просто не те цели.
Немного отойду от темы:
Мы далеко от яндекса, но мне совершенно непонятно, зачем они выкупили помещение, в котором сидят. Неужели вложение денег в недвижимость лучше, чем вложение денег в их профильную деятельность. А сокращение расходов на аренду более выгодно, чем инвестиция в IT. Или просто некуда больше инвестировать? Возможно, я просто чего-то не знаю и не мне разумеется судить, но.
Вернемся к теме:
Иногда, на мой вопрос к стартаперам: А чего ты вообще хочешь?
Я слышу: Хочу, большой офис, чтобы на меня работало много людей, хочу давать рабочие места и тд и тп.
Так вот, мое мнение: цель бизнеса проста - это прибыль, рост активов.
Это не 100 сотрудников и не дорогой офис класса А. Разумеется, если только этот офис не служит причиной, из-за которой профессионалы с рынка идут работать в вашу компанию.
В общем, я думаю, что каждый человек стремится к красоте и эстетике. Кто-то стремится к ней через хороший внешний вид, кто-то через тщательно отфильтрованные фотографии в инстаграме. Кто-то через красивый офис. Но, конкретно в бизнесе, красота заключается в эффективности. Не в том насколько красивый ваш сайт, а в его конверсии. В том, чтобы каждый человек, каждый отдел, каждый написанный код приносили максимальный результат.
Я помню в Лайк Центре в Москве у нас был довольно большой штат в более, чем 50 человек, это добавляло важности, но точно не прибыли. Вам 50 сотрудников или эффективную компанию?
Александр Ларьяновский, один из наших спикеров в likebz.ru научил простой вещи, приведя пример: у них долгое время не было сотрудников в офисе, все работали удаленно. При этом у них довольно крупный бизнес и все находятся на удаленке. Он рассказывал, что их HR живет в Австралии, например.
Со временем мы переняли эту модель.
Вот, например, зачем нам в Саппорте (отдел поддержки клиентов) Лайк Центра 2 человека, причем в офисе с зарплатой в 60 тысяч (суммарно 120), когда, структурировав и оптимизировав процесс, закрыть вопрос с поддержкой может один человек, работающий удаленно из Ижевска, не поверите.... за 20 тысяч рублей. Причем, делающий это более эффективно, чем до этого 2 человека в штате.
Или наш HR, работающий на удаленке за 10 тысяч рублей, выполняющий функций больше предыдущего, работавшего в штате и получавшего в 5 раз более высокую зарплату.
Это не тупое желание сэкономить на всем) Это просто вопрос эффективности. Если нужен будет hr за 150, мы найдем hr за 150.
Наше поколение воспринимает бизнес как постоянную гонку за повышением продаж, забывая при этом о внутренней эффективности.
Много часов мы потратили на составление оптимальной орг структуры.
Ручкой я выписал продукты отделов или сотрудников. Каждый сотрудник и каждый отдел производит какой-то продукт. Например, помимо всего прочего, продуктом event-менеджера является определенный уровень NPS, замеряемый у преподавателей, которых мы приглашаем читать лекции. И примечания. Посмотрите, думаю, вам будет полезно.
Такая оптимизация позволила нам сократить ежемесячные расходы с 8 649 164 рублей (в пиковый по расходам месяц) до 3 655 266 рублей в месяц. При этом, мы не потеряли в выручке, сильно увеличили LTV, убрали лишние продукты, увеличили индекс потребительской лояльности, увеличили ER, Open Rate, в общем, хорошо все и интересно. Я нашел для себя новую вещь, которой интересно заниматься внутри компании.