«Это надолго». Россияне свыклись с перспективой длительного кризиса
«Понимание привело к тому, что люди стали снижать свои ожидания, начали быть скромнее в своих запросах». В стране растет число граждан, которые считают, что кризис продлится еще два года или дольше.
Почти половина россиян ожидают, что экономический кризис в стране продлится минимум два года или будет очень продолжительным — в этом уверены по 22% граждан, пишет РБК со ссылкой на опрос Левада-центра. Только 4% верят, что трудности завершатся через полгода. Данные означают, что большинство россиян фактически смирились с перспективой долгого кризиса, сказала агентству социолог Левада-центра Марина Красильникова. Количество оптимистов осталось таким же, как в декабре 2014 г., но выросла доля тех, кто ожидает длительных трудностей.
«На протяжении 2016 года года понимание, что кризис — надолго, привело к тому, что люди стали снижать свои ожидания, начали быть скромнее в своих запросах», — сказала социолог.
Вместе с тем не растет число тех, кто ждет резкого ухудшения ситуации в ближайшее время. Этому способствовали стабилизация цен и снижение инфляционных ожиданий. Растет доверие и к рублю: хранить сбережения в отечественной валюте считают безопасным 46% опрошенных против 26% в январе 2016 г. Рубль обесценивается меньше, но и покупать валюту могут все меньше граждан, указала Красильникова.
Бывший министр финансов Алексей Кудрин накануне предсказал, что курс рубля ослабнет и в дальнейшем стабилизируется на уровне 63-64 руб. за доллар из-за покупки Минфином валюты на рынке, пишет «Интерфакс».
Из данных Минэкономразвития следует, что Россия в конце 2016 г. стала медленнее выбираться из рецессии, и, если оценка верна, то спад не завершится к началу 2017 г., как ожидалось ранее, пишут «Ведомости». Потребление в IV квартале сократилось, так как средний класс исчерпал сбережения и перешел в режим еще большей экономии, говорит директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова.
В основном граждане придерживаются пассивной формы приспособления к кризису: переход на более дешевые продукты и сокращение потребления — так поступают 40% граждан. Но растет популярность и активных стратегий: поиск дополнительных источников дохода, более высокооплачиваемой работы и расширение подсобного хозяйства.