«Это наше, генное». Эффект сороки, или почему россияне так любят покупать золотые слитки
«Золото нужно, чтобы в случае катаклизмов менять его на еду. Для россиян, переживших две революции за один век и много денежных реформ, это выглядит нормально. И все же это финансовая нелепость».
Виталий Калугин, независимый финансовый аналитик:
— Какими бы прогрессивными мы себя ни воображали, золото в XXI веке нас манит не меньше, чем римлян в III веке до н.э. или викингов в X в. Мы точно так же считаем золото активом. Веками самыми распространенными активами, за которые велись бесконечные кровопролитные войны, были земля, рабы, золото. Причем за золото можно было купить и землю, и рабов. То есть золото было основным активом людского рода. Да, и серебро тоже, но для простоты давайте считать под термином «золото» — «золото и серебро». Потому что обычно золото стоило гораздо дороже в единицу объема. И возить с собой сундук с золотом было гораздо выгоднее, чем 10 сундуков с серебром. Логистика!
Похоже, тяга к желтому металлу зашла человеку на генном уровне. За несколько тысяч лет. И эта тяга постоянно вылезает наружу. Потому что человек склонен в отношении золота принимать решения, которыми трудно назвать рациональными.
Раньше, еще буквально 50 лет назад, золото выполняло все функции денег. А какая самая главная функция денег? Универсальное средство обмена. После идут уже функции меры стоимости и тезаврации (накопления сокровищ). Ну, и пара функций поменьше. И как средство обмена золотая монета оценивалась прежде всего по весу. И не только монета. Слитки — тоже. Хотя монета — тот же нарубленный (рубль — «нарубленное» серебро, кто забыл) слиток золота, на который местный правитель чеканил свой лик. Но главное — вес на вес.
У менял не было табло с курсами валют, а были весы. Монеты любых государств (будь то города-государства или мощной империи) оценивались по весу. Вне зависимости от того, чья физиономия стояла на аверсе. (С учетом пробы, конечно. А пробу, как мы помним, научил определять греков еще Архимед). В общем, благодаря этому цена золота была примерно понятна всей обжитой Ойкумене.
Но коль скоро мы стремительно прогрессируем, золото как средство расчета уже практически не используется. В этом нет смысла.
Вы же не будете давать кассиру в супермаркете монету «Георгий Победоносец» в четверть унции (7,78 грамм) по тому номиналу, что на ней стоит — 50 рублей? Нет ведь тут идиотов, правда? 7,78 грамма чистого золота биржевой ценой (по ценам на пятницу, 23.08) в 25600р. Отдать как полтинник.
Остается одна важная функция в золоте. Средство тезаврации. Накопления сокровищ. Или, по-простому, способ сохранения богатства. А что такое «сохранение богатства» в терминах современного капитализма? Не что иное, как способ сохранения покупательной способности. Иначе говоря, с течением времени сделать так, чтобы способность приобретать предметы потребления (от еды до замка в Нормандии или «Гугла» целиком) как минимум не ухудшалась, а желательно — чтобы росла. С точки зрения опять же современных финансов это ничем не отличается от инвестиций. Или спекуляций.
Те, кто приобретает золото, прямо рассчитывают на то, что с течением времени на золотой слиток вы сможете купить не однокомнатную квартиру, а двухкомнатную. Ведь так? Ну, или, на худой конец, — всегда (!!!) будет иметь возможность ее купить.
И вот тут на сцене появляется наше генное. Эффект «сороки». Тяга иметь блестящее в руках, и никак иначе. Ведь как инвестирует в золото весь мир? В финансовые инструменты на бирже. Коих масса. От простых фьючерсов на золото до акций золотодобывающих предприятий. И прочие разные фонды (ETF —exchange traded funds). В чем их прелесть? В том, что разница между ценами покупки и продажи составляет десятые доли процента. Минимальнейшие комиссионные издержки. Абсолютная ликвидность (возможность покупать-продавать тоннами и быстро). Но!!! Тут есть один существенный минус — риск контрагента. Во всех этих вариантах мы вынуждены держать активы у посредника. Каков бы ни был риск, но он есть. И в случае реализации активов мы влетаем «по самые помидоры». Или на всю сумму. Это не депозит, на брокерские счета у нас пока страховки нет. Но риск — минимален.
Тогда ЗАЧЕМ покупать физическое золото?
Вообразите себе сценку. Вы пришли в Сбер. Просите продать слиток в 10 грамм. Не вопрос. В кассе вам выдадут его по курсу на сегодня 34090р. Вы подержали его с полминуты в руках, а потом передумали. И просите купить обратно. Напоминаю, все в пределах кассового узла. В этом случае его, конечно, вряд ли понесут на экспертизу. Но денег вам обратно отдадут уже 31360р. Неплохая комиссия за подержать! 2740р. Или 8,7%. И это я еще про НДС не заикнулся, который на слитки пока еще есть. На монеты НДС нет, но там тоже за то, чтобы подержать в руках «Георгия Победоносца», вы заплатите минимум 1600р. При цене монеты 25600. Или 6,25%.
Для нас, россиян, переживших две революции за один век и много конфискационных денежных реформ, это выглядит нормально. Потому что золото нам нужно для того, чтобы в случае катастрофических катаклизмов менять его на еду. Ему все доверяют, все примерно одинаково его оценивают при обмене. То есть при кризисах золото возвращает себе функцию обменного инструмента. Но это должны быть эпические кризисы масштаба мировых войн. Я пока таких вариантов не вижу.
Именно поэтому покупать физическое золото с такими конскими комиссиями — финансовая нелепость. Хотите сохраняться в золоте — милости прошу на финансовые рынки. Затрат меньше при том же эффекте.
Еще одно фундаментальное заблуждение. Что золото — якобы защитный инструмент при кризисах. Как мы помним, цена на золото стала плавающей, рыночной, после августа 1971 года, когда его цена в долларах была фиксированной и равнялась 35 баксов за унцию. С тех пор его цена выросла в 44,4 раза. А индекс широкого рынка S&P — в 29 раз. Казалось бы, да, золото круто. Но манипуляциями с графиками можно оказать все что угодно. Американские акции непрерывно растут, а золото — нет. С 1983 г. оно 20 лет стояло на уровнях $350-400. И если посчитать с 1983 г., то золото выросло в 4 раза, а акции — в 17! Пространство для манипуляций — огромное. И лично я вижу тягу к золоту в массовой психологии, тянущейся из глубины веков. Когда в огороде всегда имеет смысл припрятать золотых монет. Но пока для этого нет особых предпосылок.
(В этой связи у нашего государства странная тяга к физическому золоту, уже накоплено на $105 млрд. Но денежная масса в стране — $710 млрд. В случае чего золота не хватит, чтобы ее обеспечить. Да и никому в мире не хватит. Но это — отдельная история).
И на закуску. В чем еще притягательная сила золота со стороны массового сознания? В малом объеме сосредоточена большая покупательная способность. И это так! 1 см3 золота весит 19,3 грамма. Или 965 баксов. В то время как 1см3 пачки 100-долларовых банкнот «стоит» примерно 75 баксов. Или, что то же самое, — золотой слиток размером с пачку баксов номиналом $10000 стоит по биржевым ценам 129600 баксов, почти в 13 раз больше! Но тут один нюанс. Пачка баксов весит при этом 100 грамм. А слиток золота в этом объеме — 2600 грамм. Выбирайте.
В общем, если вы не видите на горизонте мировой войны — инвестиции в золото надо делать на бирже через надежного посредника. Физическое золото — дорого и очень неудобно.
Читайте также на DK.RU:
«Списать долги, иначе социальный взрыв» — это дебилизм 80 lvl в стране, полной маргиналов
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»