«Это решение пахнуло СССР. Толстый котик на борту самолета вряд ли кому-то угрожал»
«Брендам нужно соотносить возможности и риски. На котах держится интернет, и обижать их нельзя». «Аэрофлот» лишил пассажира бизнес-класса бонусных миль за провоз толстого кота. Права ли компания?
Авиакомпания «Аэрофлот» исключила пассажира из программы лояльности за то что он нарушил правила перевозки животных, пишет агентство «Москва» со ссылкой на пресс-службу перевозчика. Ранее пользователь Facebook Михаил Галин написал, что летел из Риги во Владивосток с пересадкой в Москве и вез вместе с собой кота Виктора, которого сотрудница авиакомпании отказалась пустить в салон самолета: питомец весил 10 кг, а разрешенный лимит «Аэрофлота» — 8 кг. Кота предлагали отправить в специальный багажный отсек, но его владелец боялся, что тот не выдержит долгий перелет в таких условиях. Но Галин снялся с рейса, купил билет бизнес-класса, нашел другого кота, которого взвесил вместо своего на регистрации и таким образом обошел ограничения. Пост о перевозке кота набрал более 17 000 лайков и 2,4 тыс. комментариев, им поделились 2,8 тыс. пользователей.
По факту обнародованного в соцсетях инцидента «Аэрофлот» провел служебное расследование. Проверка показала, что пассажир допустил ряд грубых нарушений правил перевозки багажа: не сдал животное весом более 8 кг для перевозки в багаж; вынимал животное из контейнера на борту, — заявили в «Аэрофлоте».
В авиакомпании подчеркнули, что пассажир умышленно нарушил правила и на время регистрации заменил кота на другого, меньшим весом, что подтвердили записи с камер видеонаблюдения. Хозяин также вынимал животное из контейнера на борту. «Все мили, накопленные за все время участия в программе, будут аннулированы, а счет участника – закрыт», – заявили в пресс-службе «Аэрофлота». В компании не уточнили, сколько бонусных миль было у клиента. По данным издания Baza, порядка 400 000 миль.
Позднее Галин пояснил, что у него нет претензий к авиакомпании и пояснил, почему он пошел на нарушение правил перевозки: «Коту было очень плохо на коротком перелёте, я не имел никаких моральных прав отдать его в багаж на 8 часов, с учётом того, что нередки случаи когда животные в багаже погибали».
Прав ли «Аэрофлот»?
Как считает Алексей Парфун, глава Уральского отделения Ассоциации коммуникационных агентств России, в ситуации есть две точки зрения, и обе имеют право на жизнь:
«Формально «Аэрофлот» прав — он соблюдает инструкции. Все авиакомпании достаточно жестко настаивают на соблюдении правил перевозки. Если смотреть неформально, то они зря пошли на обнуление бонусных миль, потому что получили гигантскую волну негативного пиара. Все в интернете любят котиков, и в результате набросились на «Аэрофлот» и начали создавать ему негативный информационный фон.
А компания могла поступить по-другому и придумать другой ход, например, подарить коту абонемент в фитнес-зал. И они получили бы волну позитивного пиара, потому что весь интернет умилялся бы, какой «Аэрофлот» молодец, что придумал такую историю.
Бизнес в таких ситуациях должен оценивать, с одной стороны, масштаб возможных рисков, а с другой — потенциал. Какой риск был? Толстый котик оказался на борту самолета? Вряд ли он кому-то угрожал. А какой мог быть потенциал? Возможность для классного пиар-кейса. В этом смысле современный SMM-маркетинг сильно построен на умении поймать моменты, когда на ровном месте можно получить позитивный хайп. Часто в «Твиттере» происходят такие флешмобы: набери 1000 ретвитов и получи бесплатный вечный набор куриных ножек. То есть бренды умеют это делать и использовать такие вещи себе на пользу: это хорошо получается у Сбербанка, «Билайна»… Но решение «Аэрофлота» обнулить мили пахнуло Советским Союзом, думаю, им нужно его скорректировать.
Брендам нужно соотносить возможности и риски. Толстый котик вряд ли является риском, в отличие от травматического пистолета на борту самолета. На котах держится интернет, и обижать их нельзя, — резюмирует эксперт.