«Это страшно и странно». Почему произошла трагедия в Кемерово? / МНЕНИЯ
«Точно будут вопросы к собственникам, к технической службе, к службе безопасности. Плюс волна проверок по стране пройдет». Может ли история «Зимней вишни» повториться в Екатеринбурге?
Жертвами пожара в торговом центре в Кемерово, по последним данным, стали 64 человека, об этом рассказал глава МЧС России Владимир Пучков. Пожар в торговом центре «Зимняя вишня» начался 25 марта около 12:00 мск.
Осторожно: видео содержит кадры, на которых люди выпрыгивают из окон
Площадь пожара составила 1500 кв. м. Из-за огня обрушились конструкции на верхних этажах ТЦ. В частности, помещения кинозалов провалились с четвертого на третий этаж. Днем 26 марта в торговом центре вновь началось задымление. Оно было вызвано тем, что тление в завалах «перешло в активную фазу».
Изначально сообщалось, что пожар начался с детской зоны из-за поджога. Позже источники «Интерфакса» рассказали, что предварительной причиной возгорания является дефект электропроводки.
В Следственном комитете сообщили, что задержаны и допрошены четыре человека, среди которых арендатор помещения, в котором предположительно находился эпицентр возгорания, и руководитель управляющей компании, работавшей с данным ТЦ.
Глава области призвал руководителей досуговых учреждений в кратчайшие сроки проверить работоспособность систем безопасности, готовность персонала работать в условиях ЧС. Обеспечение исчерпывающих мер безопасности особенно актуально сегодня, когда начались школьные каникулы и уральцы будут чаще посещать со своими детьми государственные и частные учреждения, в том числе и торгово-развлекательные центры.
DK.RU спросил у предпринимателей Екатеринбурга, что они думают о произошедшем в Кемерово и о последствиях этой истории.
Алексей Мальцев, глава компании R.Management:
— В Кемерово случилось самое страшное, что только могло произойти. Первое: произошло возгорание, видимо, в детской зоне. Все батуты начали гореть и дымить. Второе: почему-то не сработала пожарная сигнализация, не сработала система дымоудаления, чтобы люди могли выйти из здания. Третье: люди оказались заблокированы, почему? Большой вопрос. С точки зрения организации эксплуатации здания — это самое плохое, что может быть.
Уже ведь было похожее крупное резонансное событие — пожар в «Хромой лошади». После этого люди испугались, начали что-то делать, но, как правило, за исключением крупных федеральных объектов, эксплуатация торговых центров все еще осуществляется по остаточному принципу.
Технический аспект
Противопожарная система очень сложная, это не просто датчик на батарейке. Система пожарной сигнализации напрямую связана с системой пожарной вентиляции. Пожар начинается — клапаны на системе дымоудаления открываются, и дым выкачивается. Следующий этап — автоматическая система пожаротушения. Пожар в Кемерово можно было начать тушить пожарными гидрантами. Но, может, там воды не было, может, они сухие стояли. Судя по тому, что я вижу, там вообще ничего не работало. Видимо, датчики для видимости стояли и все. Я не понимаю, как это возможно.
Зачастую получается так, что пожарную сигнализацию просто отключают, потому что она выдает ошибки. Пожарная сигнализация настроена на дым или на поднятие температуры, датчиков на объекте сотни, их нужно ходить и обслуживать.
Если что-то не так, то датчик сработает, а следом сработает автоматическая система пожаротушения: с потолка начнет литься вода. Если датчик сработал ошибочно, то все зальет водой. Представляете: у вас на объекте постоянно с потолка вода льется? Поэтому многие нарушают эксплуатацию пожарной сигнализации и отключают проблемные датчики. Скорее всего, в Кемерово противопожарная система была отключена.
С точки зрения проверок, то зачастую на объектах работают обслуживающие организации, аффилированные с МЧС. Это значит, что, если приходит инспектор с улицы, то он пишет предписаний на 20 страниц, а если приходит свой, то предписания помещаются на одну страничку. Я не говорю, что так везде, но это довольно распространенная практика.
Второй момент: организация работы на объекте
Функции ЧОПа не сводятся к тому, чтобы просто ходить по объекту. Одна из их основных задач — реагирование на чрезвычайные ситуации. Здесь тоже вопрос, что они делали?
Если срабатывает противопожарная сигнализация, то должна сработать система «антипаника» на запасных выходах. То есть на этих дверях обычно есть электронный замок, который во время пожара автоматически открывается. Но мы часто видим, что в торговых центрах эти двери тросиком перемотаны или их просто закрывают на ключ.
В случае в Кемерово, раз система не сработала, то, чисто теоретически, должен был прибежать охранник со связкой ключей и открыть двери. По каким-то причинам это не было сделано. Дальше: аварийные лестницы имеют широкие проходы, чтобы люди беспрепятственно могли покинуть верхние этажи и проследовать на улицу. Но в Кемерово выходы на эти лестницы были или загромождены, или арендаторов туда посадили. Это очень странно, почему люди не смогли выбежать.
Вот говорят про правила дорожного движения, что они кровью написаны. В ситуации с Кемерово то же самое. Я думаю, что системы в здании не просто не работали частично, а, скорее всего, там вообще ничего не работало. Точно будут вопросы к собственникам, к технической службе, к службе безопасности. Плюс волна проверок по стране пройдет.
В Екатеринбурге серьезнее к этому относятся. У нас могут быть недоточеты на объектах, но такого, как в Кемерово, я не представляю.
Александр Прохоров, совладелец кинотеатра «Кинодом»:
— По сообщениям, которые я слышал или читал об этой трагедии, выходит, что не сработала система противопожарной сигнализации и оповещения. Во всех публичных местах есть система, которая срабатывает автоматически либо на дым, либо на вспышку температуры. Все кинотеатры, наш, в том числе, этими системами оснащены. После оповещения срабатывает автоматическая система пожаротушения. Она устроена так, что от повышения температуры разбивается колба, после чего подается поток воды. Так это должно работать.
Почему люди оказались заблокированы? Я не знаю, как там расположен коридор, что там с лестницами. Но первое и самое главное: люди просто не знали, что случился пожар. У нас в кинотеатре на Щербакова, например, в каждом зале стоят специальные динамики, которые оповещают, если что-то произошло в здании.
Как правило, управляющая компания следит за тем, чтобы все работало. Кто будет устанавливать систему, решают путем переговоров, могут и арендаторы ее устанавливать, но отвечает за работу системы управляющая компания, обычно так.
Ксения Рагимова, директор управляющей компании «ТЭН» ( «Алатырь»):
— Для меня произошедшее — просто дикость. Во-первых, в Екатеринбурге недавно была волна лжеминирований, когда из торговых центров эвакуировали людей. В первую очередь включается система звукового оповещения, и для меня странно, что в ТРЦ в Кемерово это не произошло. Автоматически в такой ситуации открываются все эвакуационные двери, тем более в кинотеатрах, в детской зоне. Нас всегда очень жестко проверяют на этот счет.
Потом, всегда есть люди, которые проходят инструктажи, как действовать в чрезвычайной ситуации. То есть, если произошел какой-то технический сбой, то служба безопасности и администрация торгового центра может в ручном режиме открывать двери и выводить людей. Для меня вопрос, как здание прошло проверку, как оно эксплуатировалось. То, что произошло, страшно и странно.
Что касается Екатеринбурга, то мы же готовимся к Чемпионату мира по футболу, поэтому у нас часто проходят проверки, так как торговый центр «Алатырь» находится в шаговой доступности от стадиона. Мы буквально недавно все проверки прошли, все службы нас проверяли. Но сегодня мы собрали экстренное совещание, будут дополнительные внутренние проверки, инструктаж еще раз проведем.