«Агрорынок вместо базы №4». Зачем успешному девелоперу торговать помидорами / ИНТЕРВЬЮ
ГК ТЭН вложит 2,5 млрд руб. в оптово-распределительный центр (ОРЦ), который будет торговать фруктами и овощами из стран Средней Азии, Ирана и Турции. Инвестор уверен, что проект беспроигрышный.
Под оптово-распределительный центр площадью 36 га ГК ТЭН арендовала участок земли рядом с комплексом «Екатеринбург-ЭКСПО». Инвестиционным проектом, который планируют окупить за пять лет, занимается Антон Кузнецов. По его словам, запуск нового рынка отвечает намерениям Свердловской области и Азербайджана торговать сельскохозяйственной продукцией. Рамочное соглашение, предусматривающее строительство ОРЦ, официальные лица подписали два года назад.
Торговля овощами-фруктами — новое направление для девелопера, зарабатывающего на жилье и коммерческой недвижимости. Почему вы решили этим заняться?
— Предпосылки очевидны — в Екатеринбурге сегодня нет ассортимента сезонных продуктов. В магазинах они представлены очень скудно и покупателю обходятся недешево. Торговых площадок, обеспечивающих город и область продукцией категории фреш, всего две — база №4 и база «Комсомолка», входившие прежде в систему райпищеторгов. Они предлагают и «борщевой набор» (капуста-картофель-свекла-морковь), и тропические фрукты. Но сами овощебазы морально и физически устарели — сейчас уже другие требования к складской инфраструктуре и санитарным нормам. Очевидно, что большинство горожан не ездит на четвертую базу, а покупает овощи-фрукты в сетевых магазинах, где качество оставляет желать лучшего. По большому счету, сетям все равно, чем торговать — азербайджанскими помидорами или китайскими, выращенными в Свердловской области. Тем более, что на китайских можно заработать больше. А покупая фреш в киосках, мы платим двум-трем посредникам. Городу нужна площадка с большим ассортиментом сельхозпродукции и низкими ценами.
В России уже работают такие оптовые структуры?
— Аналог есть только в Москве — это агрокластер «Фуд Сити» на Калужском шоссе, предлагающий продавцам более комфортные условия. Около 70 поставщиков с овощебазы №4 уже перебрались туда. А площадок вроде рынка Ранжис, занимающего 320 га в пригороде Парижа, в России нет — во всех городах продукцию категории фреш поставляют торговые сети. Но работать с сетями напрямую аграрии из Средней Азии не могут — им не всегда понятны экономические и юридические механизмы, действующие в России. А главное — у производителей из азиатских республик нет культуры переработки и упаковки товара. Если на рынок приходит машина со сладким перцем, то это просто перец, сгруженный в машину. Сети такой продукт не возьмут — он должен быть откалиброван по цвету и размеру, упакован в ящики с заданным весом и габаритами, снабжен информацией о товаре и штрих-кодами. Те, кто сегодня поставляет в Россию овощи-фрукты, этих требований не выполняют.
Екатеринбургу не съесть столько овощей, сколько поглощает Москва.
— Мы полагаем, что проект заинтересует предпринимателей из Пермского края, Башкирии, Челябинской и Тюменской областей, ХМАО-Югры и ЯНАО. Это территория с населением около 9 млн человек, ограниченная радиусом 400 км, которые можно преодолеть за день пути. Кооперации способствует географическое положение Екатеринбурга — он находится на пересечении федеральных трасс и в 330 км от границы с Казахстаном. А Казахстан сегодня — перевалочный пункт плодоовощной продукции, которая выращивается в республиках бывшего СССР — Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане. 330 км не сравнить с расстоянием от дагестанской таможни до Москвы, где обычно пересекают границу фрукты-овощи по пути в Россию.
Как ваш ОРЦ будет работать?
— Оптово-распределительный центр — это крупный опт, средний опт и розница. Крупный опт рассчитан на ритейлеров из других регионов. Любой из них может приехать и купить, например, машину огурцов. Если предложенная цена устраивает, он, не перегружая фуры, отправляет ее к себе. Такова технология — мы собираем в РЦ максимальное количество производителей и распределяем их товар по регионам. В том числе, привлечем фермеров, которые захотят продавать свежее мясо, молоко и «борщевые наборы». Но локомотивом будут овощи-фрукты, все остальное — сопутствующая продукция. Так для представителей среднего опта мы соберем все продукты на одной площадке.
Чем распределительный центр будет отличаться от овощебазы?
— Продавцы и покупатели смогут заключать сделки на территории, свободной от криминала. Прозрачность в договорных отношениях увеличит собираемость налогов в области. Торговая площадка будет комфортной — ОРЦ предложит поставщикам разные форматы площадей: мультитемпературные склады, кросс-доки, склады сухого хранения. Напомню, что на Урале торговать под открытым небом можно только до октября. Фермерам мы посодействуем с поставкой их продукции ритейлерам. Это интересно всем, поскольку основная доля овощей и фруктов сегодня продается через магазины. Товар, поступающий на РЦ, мы будем перерабатывать, упаковывать и отправлять в торговые сети по своим контрактам.
У ГК ТЭН ведь нет опыта торговли скоропортящимися продуктами. Почему вы считаете, что все получится?
— Опыт есть. Чтобы обкатать схему реализации продуктов торговым сетям, мы создали аналогичное подразделение в Москве — оно работает на базе такого же ОРЦ и предлагает все, что привозят в Россию из жарких стран. Посредников там нет — только производители, которые собирают урожай и доставляют его на рынок. К цене товара добавляется стоимость доставки и растаможивания. Ящик винограда Изабелла весом 10 кг в Москве можно купить за 40 руб., а в киосках он продается уже по 150 руб. за кг. В середине июня там предлагают восемь сортов черешни, а гастрономический гипермаркет в Екатеринбурге — только один. Торговым сетям это интересно. Наша московская база находится в радиусе пяти километров от их распределительных центров — товар привозим быстро, сокращая логистические издержки. Для ритейлеров это имеет значение — они считают каждую копейку. Сейчас сети декларируют, что работают напрямую с производителями. Их представители даже инспектируют сельскохозяйственные угодья. Но за границу они не поедут.
Какие еще страны будут поставлять продукты, помимо бывших союзных республик?
— Турция и Иран. Сейчас мы ведем переговоры с торговыми представительствами, консульствами, частными компаниями. Иран будет поставлять фисташки и сухофрукты. Турция — все, что не попадает под санкции.
Сетям проще торговать «пластмассовыми» помидорами, выращенными в теплицах — их можно долго хранить. Зачем им создавать себе дополнительные трудности?
— Технологии, позволяющие фруктам и овощам сохранять привлекательный внешний вид, действительно широко используются. Но помидоры, выращенные в Баку, обойдутся ритейлерам дешевле, а по вкусу будут отличаться. Все-таки природные условия Азербайджана — солнце, почва, воздух — не такие, как в Верхней Пышме. В Средней Азии я видел теплицы, работающие по французской технологии, где помидоры черри вырастают до 10 метров. Проблема сетей в том, что при широком ассортименте товар добирается до прилавков слишком долго. Недавно я купил в супермаркете рукколу, выращенную в Белоруссии — ее с трудом удалось реанимировать. И в целом, перфекционизм сетям не свойствен, их задача — открыть как можно больше магазинов шаговой доступности для полного охвата аудитории.
А если жители города посчитают, что ездить на Кольцовский тракт за овощами-фруктами слишком далеко?
— Думаю, этого не стоит опасаться. Ездят же люди из отдаленных районов Екатеринбурга в крупные торговые центры. Даже в Москве, где расстояния не в пример больше, горожане практикуют совместные покупки выходного дня в «Фуд Сити». Они приобретают товар ящиками — на несколько семей сразу. Это себя оправдывает — почти все овощи могут неделю храниться в холодильнике без потерь.
То есть вы уже представляете, как будет работать ОРЦ, осталось создать инфраструктуру?
— Да, это случится в конце 2018 г. Помимо свежей продукции РЦ будет торговать заморозкой. В ГК ТЭН есть подразделение, поставляющее замороженную рыбу и крабов из Мурманска. Рыбу мы перерабатываем в Москве, краба — в Екатеринбурге. Одновременно планируем поставлять продукты заведениям HoReСa и запустить интернет-магазин для жителей города. Новое поколение, которое сейчас начинает самостоятельную жизнь и становится платежеспособным, возможно, на рынок не поедет — это потребители, предпочитающие совершать покупки, сидя на диване с мобильным телефоном в руке. Располагая большим ассортиментом, мы сможем предоставить им такую возможность. Планы у нас большие. За полгода до запуска РЦ мы начнем рассказывать о них подробнее.
ФОТО: Игорь Черепанов