Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Это вопрос года-двух. Мы увидим массовое закрытие малых компаний»

Светлана Кочергина
Светлана Кочергина. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Малый бизнес сейчас между всех огней — он сыпется, валится, закрывается. Многие мои знакомые готовы уйти в найм. Говорят: «Буду получать тысяч 100 и без головной боли. Пусть голова болит у другого».

Светлана Кочергина, директор клининговой компании «Чистота» (Екатеринбург):

— Сейчас у абсолютного большинства компаний есть огромная головная боль: очень сложно найти высококвалифицированных специалистов. Особенно в сфере услуг. Низкоквалифицированный труд не в почете, работать не рвутся — гордыня не позволяет: «Как же, я пойду мыть пол!». Но в современных условиях рынка при высоких требованиях заказчика к качеству уборки нужны знания и умение применять профессиональную технику и химию. Так что не получится просто мыть пол, нужно быть квалифицированным специалистом в области клининга. При этом хороший спец зарабатывает до 30-50 тыс. в месяц, я считаю, это неплохие деньги. И есть возможность совмещать, работая на нескольких объектах.

Однако большинство соискателей хотят сил прикладывать мало, а денег получать, наоборот, много. При этом не отвечая за фактически сделанную работу и качественный результат. В идеале —  просто получать зарплату, пусть небольшую, но стабильно. И что-то — по минимуму — делать. 

Три года назад мы выиграли тендер на уборку поликлиники, до этого там работали свои уборщицы. И руководство больницы предложило им перевестись в нашу компанию с условием дополнительного обучения в профессиональной уборке, чтобы сохранить свои места. Но когда они поняли, что придется не просто менять привычный стиль работы, а работать на результат, используя современный инвентарь и химию, то встали на учет в центр занятости. И устроились уборщицами в детские сады — чтобы снова сидеть на 8-10 тыс. руб. и в привычном режиме.

Поэтому требования в тендерах на услуги клининга из разряда «Только граждане РФ» вызывает у участников рынка разве что улыбку. Мыть пол? Граждане РФ? Ну-ну.

Как только мы не старались привлечь соотечественников: расклеивали объявления на окрестных домах, искали кадры в общежитиях, но на собеседования из россиян приходят только женщины 1940-50-х гг. рождения. Они, понятно, в возрасте — скорость и реакция уже не те. А требования у заказчиков сейчас очень высокие.

Те редкие соотечественницы, что работали у нас ранее, тоже показывали себя не с лучшей стороны. Помню, лет 8-10 лет назад, когда клининг стал выходить на серьезный уровень, я ездила на обучение в Москву. Тогда шли разговоры о том, что сфера проходит стандартизацию, и как это здорово, когда уборщица разбирается в бытовой химии, знает инвентарь и умеет грамотно им пользоваться. Ведь это серьезно повышает качество услуги.

Мы обучали сотрудников, тратили на это немалые деньги, и все средства в итоге вылетели в трубу. Люди не хотели работать по-новому. Целая проблема была — заставить уборщиц пользоваться флаундером. Это такая швабра с плоской прямоугольной платформой, на которую надеваются разные насадки-чехлы. Мы отбирали лентяйки, а они все равно втихушку доставали их обратно. Также совершенно невозможно было объяснить, что химия есть щелочная и кислотная — для разных поверхностей. Что есть инструкция и нормативы, которые четко прописывают, сколько миллилитров средства нужно добавлять в воду. Уборщицы плескали не по инструкции, а от души — «потому что иначе не пенится!». И делали они это не потому, что не понимают, а просто они привыкли работать по-старому.

Людям важен процесс: «Я же налил средство в ведро, пошоркал». На результат же работают единицы. И это общая тенденция у всех сфер бизнеса.  

С менеджерами клининга работать тоже очень сложно. Всем нужна пятидневка и график с девяти до пяти. Я объясняю: «У вас ненормированный рабочий день, если что-то случилось на объекте, вы обязаны решить вопрос. Не вышла уборщица — приезжаете и делаете замену». Отказываются. 

Это объяснимо. В советские годы работать были обязаны все граждане, всем платили примерно одинаково — показывай результат или нет. Потом наступили лихие 1990-е — тогда зарплаты либо совсем не платили и приходилось как-то выживать, либо можно было подсуетиться и за один день сорвать куш, огромную сумму размером со свой годовой доход. Это приучило людей к мысли, что опять-таки хорошо работать не надо, можно один раз крутануться и потом отдыхать.

Далее пришли жирные 2000-е, из-за границы в страну потекли дешевые заемные деньги. И тогда все столкнулись с нехваткой высококвалифицированных кадров. Их просто переманивали друг у друга, повышая заработную плату. Специалистам не надо было заниматься саморазвитием, они знали: их и так с руками оторвут. И все зарплаты тогда были завышенными, не соответствовали реальной производительности труда.

Сейчас же маятник качнулся в обратную сторону: денег дешевых никто не дает, заказчики экономят на всем и не готовы переплачивать за услуги. В итоге в сфере клининга мало профессиональных людей. А те, кто есть, не готовы работать по низким расценкам. 

Естественно, в такой ситуации мы начинаем работать с гражданами из ближнего зарубежья. Раньше в Екатеринбурге неквалифицированным трудом в основном занимались граждане Таджикистана и Узбекистана, но сейчас их почти не осталось. После того как рубль упал, им стало невыгодно работать здесь, и они уехали в Польшу, Турцию.

Сегодня бал правят граждане Киргизии — они могут трудиться в России по своим документам в рамках Таможенного союза. Года два назад их было особенно много, потому что один рубль стоил как три сома. Многим удавалось за зиму заработать здесь на строительство дома у себя на родине. Сейчас курс изменился, стал 1:1, и граждан Киргизии приезжает меньше. Теперь их найти и привлечь сложнее — набираем их, в основном, через группы в мессенджерах и соцсетях, где выкладываются предложения о подработках.     

Такие работники — люди восточной ментальности, это очень заметно и требует особого подхода. У меня есть своя система мотивации, «байская». В восточном менталитете принято подчиняться «баю», вышестоящему. А чужого можно всегда проигнорировать, сказать, не понимаю я тебя — языковой барьер.

И мы раньше с такой проблемой сталкивались. Теперь же сами растим менеджеров из граждан Киргизии. Среди них есть грамотные люди с высшим образованием, иногда — техническим, которые давно живут в России и мотивированы на зарабатывание денег. Мы ищем таких способных организаторов, понимающих перспективы своей работы в компании, и делаем их менеджерами. Им намного легче взаимодействовать с работниками в силу идентичного менталитета. Они контролируют своих соотечественников, сами предлагают систему мотивации с учетом ментальности.

Предлагая менеджерам достойную зарплату, привязанную к результату, мы обеспечиваем объекты необходимым объемом персонала, и, как следствие, — качественный результат уборки. По итогу я довольна. Когда приезжаешь на объект с проверкой, понимаешь, что там порядок. 

Что же касается перспектив, то они совсем не радужные. Выходом для многих предприятий, особенно в сфере услуг, мог бы стать набор на работу самозанятых. Это классная штука! Для компании, выигрывающей тендеры, так удобнее, ведь держать людей в штате нецелесообразно, потому что контракты конечны. А так можно нанимать человека на короткое время, платить ему за работу, а он уже сам отчисляет свои налоги. Жаль, что эксперимент с самозанятостью идет только в четырех регионах страны.

Пока же многие стараются уговаривать сотрудников становиться индивидуальными предпринимателями и оформлять с ними отношения именно как с ИП. Объясняют: вам же это выгодно, будете получать деньги за работу и раз в год платить подоходный налог — 6% вместо 13%, в том числе в Фонд социального страхования и пенсионные взносы. Знаю, что многие транспортные компании поступают так — почти каждый водитель сейчас ИП.

Других вариантов — увы — нет. Мечтать о том, что в России введут такую систему, когда работники сами платят свои налоги вместо того, чтобы за них это делал «нянька-работодатель», пока не приходится.    

В целом же настроения в сфере малого и среднего бизнеса весьма депрессивные. Налоговое бремя слишком велико, заказчики платят по-минимуму, с сотрудниками постоянная головная боль, и куча надзорных органов все время вьется рядом. Малый бизнес сейчас между всех огней — он сыпется, валится, закрывается. Многие мои знакомые бизнесмены готовы бросить все и уйти работать по найму. Говорят: «Буду получать тысяч 80-100 и без головной боли. Пусть голова болит у другого». Думаю, это вопрос года-двух. После мы увидим массовое закрытие малых компаний. 

«Это вопрос года-двух. Мы увидим массовое закрытие малых компаний» 1
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.