«Защищают, как умеют». Против чего протестует молодежь в Екатеринбурге?
«С нами не посоветовались, на наше мнение наплевали? Да ладно! А раньше всегда советовались. Против власти? Нет, политика сюда пришла позже. Против медных компаний? Нет, это ж Урал!».
В ночь с воскресенья на понедельник вокруг сквера у Театра драмы в Екатеринбурге был выставлен забор. На этом месте планируется строительство собора святой Екатерины, который изначально предлагалось возводить на месте фонтана «Каменный цветок», затем на акватории городского пруда, но это вызывало протесты горожан. Тогда решено было перенести строительство на площадку рядом с Театром драмы, а также изменить внешний вид храма.
Вечером 13 мая в городе прошла стихийная акция протеста против возведения храма на этом месте, длившаяся более десяти часов. Ночное мероприятие стало причиной для экстренного совещания у полномочного представителя президента в УрФО Николая Цуканова, куда вызвали представителей городской и областной властей. На следующий день губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев пригласил сторонников и противников строительства храма сесть за стол переговоров. Однако взаимопонимания достигнуть не удалось. 14 мая акция протеста повторилась (по данным депутата Екатеринбургской городской думы от партии «Яблоко» Константина Киселева, в сквере собралось более 2 тыс. человек), закончилась она задержаниями.
Событие вышло на федеральный и международный уровень. В администрации президента раскритиковали протестующих против строительства храма. Однако, как сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, Кремль не собирается вмешиваться в этот конфликт. Ведущие мировые издания, в частности The New York Times и BBC, выпустили заметки о протестах в Екатеринбурге.
Первые акции в защиту сквера прошли еще весной 2019 г. Комментируя одну из них, колумнист DK.RU Евгений Енин, отмечал, что «этот протест — он не против храма, это проявление захвативших мир антиэлитных настроений». В колонке, посвященной событиям 13-14 мая, он призвал «мирный протест приветствовать, не мирный — пресекать».
Станислав Черный, исполнительный директор рекламной группы Deltaplan, тоже считает, что акции протеста не связаны с политикой и переделом сфер влияния — просто молодежь хочет жить своей жизнью в комфортной городской среде. С согласия автора DK.RU публикует это мнение.
— Я долго не мог понять, в чем вообще проблема, откуда такая любовь к зеленым насаждениям, до крови и сломанных ребер. Я ж прекрасно знаю это место: тут долго был скорее пустырь, чем сквер, долго была помойка на пустыре. Бездарными граффити изрисованы мертвые берега, вечная стройка напротив, пустота. Я думаю, что сегодня многие не могут понять, даже те, кто пытается. Ни Шахрин [Владимир Шахрин, лидер музыкальной группы «Чайф», прим.ред.], ни собирательная власть (я пытался разговаривать об этом с чиновниками, у всех примерно одна позиция), во всяком случае, ни разу не услышал понятного для меня объяснения.
С нами не посоветовались, на наше мнение наплевали? Да ладно! А раньше всегда советовались... Против власти? Нет же! Политика сюда пришла позже, сначала с бездействием полиции, потом с обычным поведением последних лет: молчать, отъезжать общими словами, гнать силой несогласных. Против медных компаний? Это ж Урал! Тут хозяева горных заводов почти 300 лет были хозяевами всего, свои деньги чеканили. Вон, дом хозяина горных заводов из 19 века в 100 метрах от сквера стоит, а где дом губернатора? И сейчас: больницы, теплицы, пивные бары и Академия бокса. Кто тут, в Екатеринбурге, не понимает этого?
Для меня этот храмовый кошмар — битва за молодость. Извините, за глубокую мысль: они просто хотят сквер и не хотят храм. Да. Так просто. Им тут хорошо. Они мне показывают фотографии и видео из прошлого лета, как из прошлой жизни. Какие-то люди сальсу танцуют, гитара, скейты, пиво на скамейках. Слушайте, а знаете, зачем сейчас в маленьких городах России делают чудесные набережные, парки, велодорожки проклятые? Чтобы молодежь не уезжала! Чтобы им тут нравилось. Это так тупо и так просто, что невозможно поверить, да?
В моей компании средний возраст сотрудников до 30. Я точно знаю, если им «не прикольно» никакими деньгами не удержишь. Если нет интересных проектов и задач, они просто уходят. Им не нравится! А если нравится — работают до седьмого пота. Они другие! Они свободнее, самолюбивее, без пиетета к званиям и возрасту.
Эта примитивная мысль, кажется, не может быть принята ни Шахриным, рок-кумиром прошлых лет, Честнейшим Человеком. Ни собирательной властью, к которой относятся, в том числе мои близкие друзья. Ни Хозяевами медных гор, которые, на мой взгляд, искренне уверены, что творят благо. Их всех объединяет одно: они ищут зачинщика, кому выгодно. Я слышал про демонического Тунгусова [Владимир Тунгусов, экс-глава администрации губернатора Свердловской области, снятый осенью 2018 г. накануне региональных выборов, прим.ред.], который дестабилизирует регион; Навального*, которому только повод дай; просто «манипуляторов». Нужно найти хоть кого-то! А его нет!
Есть молодые ребята «до 30», которых еще никогда не звали в храм так настоятельно. Ни в детстве, ни в юношестве, ни в школе, ни в ПТУ. У них нет никаких «лидеров протеста», которые могли бы прийти к губернатору с правильными словами, сфер влияния, ни хрена нет, кроме желания жить своей жизнью.
Добавьте к этому Шеремета [Иннокентий Шеремет, местный телеведущий, прим.ред.], чья работа последние 20 лет никак не выдавала в нем христианина, московских артистов (ровно ту команду, что посещает боксерские шоу РМК), и, наконец, самих боксеров, «защитников храма», глядя на которых к вере прийти, ну, никак нельзя!
Мы живем в прошлом. Сталин, скрепы, Российская империя, советская империя, храмы, «герои былых времен», баскетболисты «за себя и за Сашку» — все в кучу. Такие фильмы, такие памятники, такие споры на весь православный фейсбук, такая благотворительность, такой подарок Екатеринбургу, такой храм. А в эти минуты наше будущее, наши дети пытаются отстоять свое право на свой выбор жизни.
Этот сквер — их Храм, их свобода совести, их вера. Защищают, как умеют. А Екатеринбург сегодня показывает всему миру, что такое дорога к храму, тьме вместо света, злобе, фатальному неумению понять и принять свое же Завтра.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU
* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.