Евгений Чупахин: Ты не волен управлять совей судьбой, если ты турист
Для Евгения Чупахина стабильность – страшное слово. Оно означает предсказуемость, монотонность и отсутствие новых путей. А что может быть ужаснее, для путешественника?! В своих путешествиях Евгений
Для Евгения Чупахина стабильность – страшное слово. Оно означает предсказуемость, монотонность и отсутствие новых путей. А что может быть ужаснее, для путешественника?! В своих путешествиях Евгений предпочитает произвольную программу и никогда не берет в дорогу туристические путеводители.
Евгений Чупахин
владелец IBS
Я всегда представлял из себя какой-то странный продукт общества, в жизни которого стержнем является готовность в любом направлении этот самый стержень согнуть.
Можно сказать, мое кредо – профессиональный дилетантизм, я занимаюсь всем по чуть-чуть. Из увлечений я перепробовал многое, но никогда ни на чем не зацикливался. Занимался плаванием, но как только стали появляться какие-то успехи, сменил хобби. Стал заниматься дзюдо (тогда еще не модно было заниматься дзюдо, тогда это увлечение не было президентским), пошли какие-то маломальские успехи – ушел прыгать в высоту. Достиг каких-то успехов в прыжках, занялся чем-то еще. Всегда любил собак, но так чтобы с ума сходил от какой-то породы – нет. В любом из хобби мне не хватало разнообразия. Может быть поэтому, я полюбил путешествия: в них я и нахожу то самое разнообразие. Америка, Европа, страны Востока и Азии – такие разные и такие схожие!
Моя первая заграница
Впервые в жизни я попал за границу, учась на первых курсах института, что называется – от нечего делать, без всякой путевки. Один приятель поехал в Германию по каким-то своим делам. И там ему стало скучно. Он звонит мне и говорит «Женя, слушай, а приезжай сюда, чего тебе там делать?!». Я взял и приехал. Жил в Гамбурге где-то месяц. То есть не так, что на день-два по магазинам, а сразу прожил там какое-то время, более ли менее окунувшись в быт, пожив славной размеренной жизнью, которой жили тогда немцы. Ехать обратно на родину было, конечно, тяжеловато, но возвращался все равно с каким-то удовольствием. У немцев все слишком четко, в том числе развлечения: понедельник, вторник, среда, четверг – работает человек, потом в пятницу отработал – все, в бар до упора! В пять утра домой – отсыпаться. Суббота, воскресенье с семьей, потом все опять в том же темпе. Понедельник, вторник, среда… как-то одинаково, монотонно и предсказуемо, возможно, это мне и не понравилось. У нас как-то прикольнее: может и в понедельник праздник случиться, а может и в пятницу, но уже как-то совсем по-другому. Ты не знаешь, что будет завтра. Есть у нас какие-то прелести, которых нигде больше нет.
Нижнетагильские шотландцы
Сейчас начал рассказывать, и подумал, что во всех путешествиях, мне больше всего нравятся не страны, а люди. В Европе, например, я не вижу большой разницы: Германия, Бельгия или Франция, по большому счету, схожи. Восточные страны похожи сами по себе. А люди отличаются гораздо сильнее, чем страны. Я много где бывал, и везде встречал разных людей. Тем приятнее, находить одинаковых людей в разных странах. Я говорю про людей близких по духу. В Таиланде люди много улыбаются, этим они напоминают американцев. Но если у американцев за этой улыбкой ничего нет (не в обиду им будет сказано, есть очень хорошие люди), то у тайцев за улыбкой двойное дно, так же как и у русских. Шотландцы очень похожи на жителей Нижнего Тагила, они такие же суровые. В Лондоне идешь, и люди улыбаются тебе, но улыбнутся, а дальше «пошел ты». В Шотландии они такие серьезные, ну, точно как из Тагила! Но если ты чем-то зацепишь человека, то он готов не то чтобы последнюю рубашку, как у русских положено, но что-то уже готов для тебя сделать.
Показные прелести туризма
Я никогда не выстраиваю свои поездки и не люблю ездить туристом. И чтобы была прямо мечта такая: поехать, к примеру, на Ниагарский водопад – нет у меня такой мечты. Сама по себе, поездка может быть какой-нибудь заурядной, но принести очень интересные впечатления. А можно поехать целенаправленно куда-нибудь в Эфиопию и вернуться без всяких эмоций. Иногда вот думаешь над чем-то, прикидываешь варианты, а потом принимаешь абсолютно непредсказуемые решения, почему именно такое – черт его знает. А потом уже очень трудно сказать какое было вернее: просчитанное или вот это – спонтанное.
Я не турист, я, скорее, странник. Когда ты едешь как турист, ты видишь прелести, которые тебе хотят показать, ты не волен управлять своей судьбой. Я люблю быть предоставленным только самому себе. Если с кем-то еду куда-то, норовлю пешочком где-нибудь пройти, по закоулкам каким-нибудь. Меня спрашивают: «Что тебя на помойку все время тянет?». Я отвечаю: «помойка» это то место, где можно посмотреть на настоящую жизнь, на ее реалии. Когда за тобой никто не смотрит, и не говорит: «посмотрите налево, посмотрите направо».
В Таиланде, я помню, сел в лодку без всяких экскурсий. Просто решил покататься по каналам. Ну, таец ведет лодку, у него стандартный маршрут, говорит: «Сейчас будем кормить рыб». Я говорю: «Зачем?». Он говорит: «Ну, так положено – кормить рыб, вот, у меня и хлеб есть». «Ну, давай покормим рыб». Покормили. Он говорит: «А сейчас поплывем на рынок цветов». Я говорю: «Мне даром не нужен этот рынок цветов. Поехали туда». «Туда нельзя. Там некрасиво». «Вот, туда мне и надо. А за двести бат можно?». За двести бат можно. Поехали, смотрим: люди писают в каналы, дети купаются там же. Тут же женщина белье полощет, какой-то человек помыл яблоко и тут же начал есть. Вот это мне уже интереснее. А то, что ты выходишь, и тебе начинают говорить: посмотрите налево, посмотрите направо это, ведь, совсем не то. Поэтому я и в Японию хотел бы так съездить. Погулять, поковыряться безо всяких переводчиков. Сравнить то, что я вижу, с тем, что я себе представлял.
Противозаконные снимки и растопыренные пальцы
Одной из самых памятных и забавных, можно назвать мою поездку в Китай. Во время перелета мы совершили вынужденную посадку в Тибете, на военном аэродроме. Самолет окружили военные, нас даже из салона не выпускали. А мне очень любопытно стало, что это за место. Я достал фотоаппарат и начал делать снимки. Фотографировал все подряд: солдат, таблички, холмики какие-то – все, что было видно из моего окна. Отличные кадры вышли… Наверное… Приехав в гостиницу, сдал пленки в печать и заказал фотографии. Каково же было мое удивление, когда, получив готовые фотографии, я не нашел среди них тех самых, с аэродрома! Мало того, из пленки эти кадры тоже были вырезаны. Аккуратненько так, из самой середины. Я пошел разбираться. Говорю: «почему вы не напечатали такие-то кадры?». «Они засветились». «Тогда отдайте мне негативы». «Их уже нет, мы их выбросили». Уже потом, после приезда в Россию, рассказав эту историю своему знакомому, подробно описав ему холмики, которые я снимал, я узнал, что под ними были укрыты ракетные пусковые установки. Другими словами, я, сам того не зная, снимал сверхсекретные объекты!
Китай – прекрасная страна. Я побывал там в нескольких местах, и удивился разности внутри одной страны. Гуаньчжоу, это такой очень серьезный гудящий промышленный центр. А на тропическом острове Хейнань я увидел совсем другой Китай, не похожий на тот, который я себе представлял. Главной сложностью пребывания в Китае, является сложность общения. Местные жители не говорят по-русски, естественно, но и по-английски они тоже не говорят. Только по-китайски, и хоть тресни! Я по-русски с ними говорил. Я, ведь, по-русски лучше могу выражаться. Интонации, жесты, рисовал чего-то. И ничего, получается. Это своеобразно, но тоже веселит. Я как-то пытался купить пива. Мне понравилось один из местных сортов. Но я не мог выговорить по-китайски, как он называется. И хотя мне казалось, что я идеально произношу название, на самом деле, меня никто не понимал. Тогда, я изобрел некое ноу-хау. Я отклеил этикетку от этого пива, приходил, показывал этикетку, мне давали этого пива. Как-то я решил взять десять банок. Цифры в Китае тоже другие. Хотя, изредка пишут и на арабском. Показываю этикетку, и как положено у русских людей, десять растопыренных пальцев. Продавец от меня шарахается в ужасе. Я понимаю, что, наверное, это что-то другое обозначает. Говорю – десять, меня, естественно не понимают. Рисую цифры, опять не понимают. И тут, откуда-то из глубины спинного мозга, я вспоминаю, что десть по-китайски, это такой крестик. Скрещивая пальцы, показываю – десять. Продавец облегченно вздыхает: так бы, мол, сразу и сказал. До сих пор не знаю, почему китайцы шарахаются от растопыренных пальцев.
Жизненный фарватер
В Голландии, устроившись на работу, можно нарисовать, а еще лучше взять у работодателя определенный план, в котором будет прописано: твоя зарплата, план личного роста, средний годовой доход и какая у тебя будет пенсия в завершении плана. Уволить тебя, практически, невозможно. Если тебя уже взяли, то надо как-то особенно постараться, чтобы вылететь или самому перейти на другую работу. Но если остался – получишь «от» и «до». Тут, я понимаю, есть смысл планировать. В России… я не знаю. Меня иногда спрашивают: «Какие у вас планы на ближайшие три года, на пять лет?». Сейчас положено иметь план. У меня его нет! «Как так, у вас же есть бизнес, он должен развиваться, должны быть запланированы пять лет, лучше десять, ну, хотя бы три?»! Нет. Точнее, он есть, но я его готов поменять в любую секунду, потому что у нас настолько изменяющаяся среда, и настолько изменяющаяся страна! Я считаю, что самое важное, что нужно в нашей жизни – быть готовым к изменениям. Не надо зацикливаться на чем-то одном. Нужно все время пробовать что-то новое. Вот Пепси-кола. Раньше была всего одна пепси-кола. Сейчас – какой ее только нет. И такая и сякая и кривая и какая-то зеленая… На кой, вроде бы? Жизнь требует! Нужно шевелить людей и шевелиться самому!