Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Евгений Евдокимов: РОСНАНО рассчитывает на регионы

  В амбициозных планах корпорации обеспечить такие условия, чтобы через пять лет российские предприятия произвели нанотехнологической продукции более чем на 900 млрд руб. и заняли 4% мирового рынка

До Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО) Анатолий Чубайс руководил реформированием электроэнергетики. Реформа РАО ЕЭС  — крупнейший в истории страны пример, когда целая отрасль экономики стала привлекательной для инвесторов. Механизм модернизации энергосистемы уже реально работает, деньги идут. Задача, которая стоит сегодня перед РОСНАНО, намного глобальнее. Управляющий директор РОСНАНО Евгений Евдокимов рассказал «ДК», как региональные бизнесмены могут заработать на сотрудничестве с госкорпорацией.

 

В амбициозных планах корпорации обеспечить такие условия, чтобы через пять лет российские предприятия произвели нанотехнологической продукции более чем на 900 млрд руб. и заняли 4% мирового рынка. При этом, по оценкам Lux Research, мировой рынок нанотехнологической продукции к 2015 г. достигнет от $1,6 до $2,9 трлн. Чтобы добиться поставленной цели, РОСНАНО начинает региональное расширение, где рассчитывает активизировать местных коммерсантов. У корпорации есть четкое понимание, что без регионального бизнеса нанореволюцию не совершить: и бизнесмены должны понять, что РОСНАНО для них, а не наоборот. Управляющий директор по инфраструктурной деятельности РОСНАНОЕвгений Евдокимов считает, что региональные бизнесмены вполне могут достучаться до корпорации и получить в ее лице соинвестора. Несмотря на дефицитный бюджет, финансирование корпорации продолжится. «Есть определенные ограничения, но денег у нас достаточно, и темпы инвестирования сохранятся, — сразу успокаивает г-н Евдокимов. — Если мы сейчас будем еще экономить и на нанотехно­логиях — то это путь в никуда». Впрочем, он все же уточняет, что это не бездонная бочка и за бюджетом корпорации ведется четкий контроль.

Сколько стоит проходной билет в РОСНАНО
Сегодня многие региональные бизнесмены стоят перед выбором — куда вкладывать деньги в условиях, когда цена входного билета на ключевые рынки непомерно выросла, а доходность упала. Прежние алгоритмы ведения бизнеса в посткризисных реалиях не работают. А многообещающие нанотехнологии воспринимаются как нечто туманное. Сколько нужно иметь в кармане денег, чтобы выйти на рынок будущего? Г-н Евдокимов поясняет, что корпорация занимается не только миллиардными проектами. Поскольку сегментов, где могут применяться нанотехнологии, огромное количество, то соответственно и выбор тоже большой.
— Мы видим две категории исполнения проектов. Первая — это непосредственно проекты, основанные на использовании достижений нанотехнологий, например производство материалов или изделий с новыми, целенаправленно заданными свойствами. В том числе композитные материалы, применяемые в авиации и других отраслях, которые легче стали, или лекарства с целенаправленной доставкой. Вторая категория — это так называемые инфраструктурные производственные проекты, у которых нанотехнологий внутри нет, но ориентированы они для нанотехнологических производств. Это всевозможные специализированные сервисы и оборудование, которые будут использоваться в нанопроизводстве. Так вот, проекты второй категории по объемам инвестиций могут быть небольшими.
Есть ли сегодня уже готовые примеры? И какова цена вопроса?
— Типичный пример одного из инфраструктурных проектов, который профинансировала корпорация,— это создание спецсклада-каталога особо чистых химических и биологических реагентов для лабораторных исследований. У нас в стране была проблема с поставкой широкого ассортимента различных препаратов в небольших количествах. Таможня работает сами знаете как: проще растаможить один вагон цемента, чем маленькую коробку с тысячами наименований. После создания склада-каталога эта проблема будет решена. Со стороны РОСНАНО на этот проект было выделено всего 50 млн руб. Чуть больше со стороны заявителя. Есть еще масса подобных примеров— это специализированное ПО, оборудование для лабораторий и т. д. Совершенно точно можно сказать, что нижняя граница дешевых проектов варьируется от $5-10 млн.
Каков алгоритм работы с региональными коммерсантами?
— Варианта два. Можно связаться с нашим проектным офисом, заявить о своем желании. Вас включат в базу инвесторов, и когда у нас будет какой-то проект, то вам сделают предложение. Если уже есть готовая идея, то в офисе или посредством регистрации на сайте корпорации можно получить форму подготовки научно-технического обоснования проекта, форму для бизнес-плана и т. д. И дальше уже работа проходит по стандартным процедурам.
Другой вариант — это взаимодействие с нашими инфраструктурными центрами. Мы сейчас создаем сеть таких центров по всей стране, главной задачей которых будет разработка технологий для лицензирования и создания новых стартапов. И здесь работа будет вестись непосредственно с местными бизнесменами, фондами и бизнес-ангелами. Сейчас в пробном режиме запущены первые четыре центра в Зеленограде, Дубне, Казани и в объединенном центре в Сибири (Томск и Новосибирск. — Прим. ред.). Также функционирует совместный фонд РОСНАНО и бизнес-школы СКОЛКОВО. К концу года все цент­ры будут работать полноценно.
Разница между двумя вариантами в том, что местным бизнесменам будет удобнее обращаться в инфраструктурные центры. Во-первых, все процедуры займут, естественно, меньше времени. Во-вторых, на местах упор будет все-таки делаться на небольшие, вполне подъемные для регионов идеи. Потому что задача центров — это как раз развитие проектов на нулевых циклах, когда нет ни команды, ни юридического лица, в буквальном смысле ничего. Здесь компетенция региональных бизнесменов могла бы очень пригодиться. И масштаб входа будет от $500 тыс.
Венчурные фонды очень часто отказывают бизнесменам в их заявках, мотивируя тем, что «мы не видим рынка в предложенных проектах».
— Неумение проанализировать рынок, правильно представить свой продукт и прописать соответствующую бизнес-модель — это, пожалуй, самая главная проблема для бизнесменов. Но это не говорит, что сразу нужно ставить крест на своих идеях. Конечно, мы не собираемся бегать и продавать продукцию за коммерсантов. Это задача менеджмента. Нужно хоть немножко уже думать реально, а не приходить с полной абстракцией. И я не согласен с тем, что мы отказываем всем подряд. Если мы видим малейшее применение проекта, то готовы оказывать всестороннюю помощь. У нас, например, даже есть программа стимулирования спроса, которую корпорация реализует в каждом регионе совместно с губернаторами. Если менеджмент продумает концепцию более детально, то и шансов у него будет, естественно, больше.
Как корпорация будет выходить из совместного бизнеса?
— Все будет зависеть от нашего участия в проекте. РОСНАНО может вносить деньги в уставный капитал, предоставлять заемное финансирование, обеспечивать поручительства по кредитам и другим обязательствам, осуществлять лизинговые операции и т. д.
Если деньги были внесены в уставный капитал, то мы выйдем из проекта путем продажи акций либо менеджменту компании, либо соинвесторам. Сроки будут зависеть от договоренности с инвестором на начальном этапе или при возникновении благоприятных условий. По нашим подсчетам, проект может реализоваться в течение 3-5 лет. Впрочем, выход корпорации может произойти раньше, если найдется инвестор, готовый выкупить долю с приемлемой доходностью. Блокирующей доли не будет, потому что корпорация всегда вкладывает меньше 50%. Мы не стремимся к конкуренции с бизнесом.
Вектор на создание новых рынков
Мировая практика знает немало случаев, когда под новые технологии создавались рынки. И компания-стартап становилась монополистом. Яркий пример — крупнейшая мировая корпорация DuPont, изобретатель множества уникальных материалов — неопрена, нейлона, тефлона, кевлара, на основе которых сегодня построены целые рынки. По словам Евгения Евдокимова, РОСНАНО также планирует идти по этому пути.
— Есть два принципиальных подхода коммерциализации научных результатов: Market Pull и Тechnology Рush. Мы считаем, что наши бизнес-проекты будут развиваться по двум этим моделям. Подход Market Pull подразумевает продвижение продукции, отталкиваясь от существующего рынка. Это наиболее простой пример реализации идеи. РОСНАНО будет также использовать и вторую модель — Тechnology Рush. Принцип таков: сначала появляется революционная идея, которая материализуется, дорабатывается, и получается интересный продукт, под который и формируется рынок. И на этом рынке РОСНАНО будет монополистом. Это более рискованный путь, но и более доходный. Сегодня у нас есть технологические платформы и проекты под такую модель. Однако конкретные примеры я приводить не буду, поскольку это коммерческая тайна. В общем, могу только озвучить, что проекты разрабатываются во всех сферах: и в наноэлектронике, и в биотехнологии и т. д. Одним сектором мы точно ограничиваться не будем.
Но подобного опыта у РОСНАНО нет. Не боитесь, что деньги в рискованные проекты могут уйти в никуда?
— Сложности действительно могут возникнуть, в первую очередь с отсутствием кадров. Когда ты делаешь что-то впервые, непонятно, как это будет использовано на рынке. Вторая сложность — это финансовые средства. Поскольку такой сценарий достаточно рискованный, то он требует более существенных вложений в продвижение: маркетинг, рекламу, обучение потребителей и т. д. Причем понятно, что бизнес в одиночку такие проекты не вытянет. Государство также должно в значительной степени помогать этому процессу. В частности, разрабатывать программы стимулирования спроса. И примеры уже есть. Проект со светодиодами ясно показал, как государство может способствовать продвижению новых рынков, снимая ограничения, прописывая определенные допуски в технологических стандартах, которые позволяют использовать новую продукцию.

 

 

Евгений Евдокимов
Управляющий директор по инфраструктурной деятельности РОСНАНО Родился в 1972 г.
Образование: Университет г. Мобил, США, бакалавр наук. Helsinki School of Economics, Финляндия, степень MBA. Курс Американского фонда гражданских исследований и развития (CRDF) «Создание и управление венчурным фондом».
Карьера: 1996-1999гг.— компания Roan/Meyers Associates LP в Нью-Йорке; 1999-2001гг.— Kroosh Technologies Inc., директор по сбыту в США и Канаде; 2001-2002гг.— директор по развитию бизнеса венчурной компании МДМ; 2002-2003гг.— частное консультирование по привлечению венчурных инвестиций в технологические стартапы; 2003 г.— эксперт в Исполнительной дирекции Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ); 2007-2008гг.— руководитель УК Bioprocess Capital Partners (фонд венчурных инвестиций— Bioprocess Capital Ventures); с октября 2008 г.— управляющий директор по инфраструктурной деятельности Российской корпорации нанотехнологий.
Ведет курс для предпринимателей и владельцев бизнеса «Механика привлечения инвестиций», организованный Центром предпринимательства США — Россия.

 

 

Инвестиции в нанотехнологии измеряются миллиардами, продажи— триллионами
$11,7 млрд
$15 млрд
$250 млрд
$3,1 трлн
инвестиции в нанотехнологии в мире в 2006 г.
инвестиции в нанотехнологии в мире в 2008 г.
продажи товаров, произведенных с применением нанотехнологий, 2008 г.
продажи товаров, произведенных с применением нанотехнологий, 2015 г. (прогноз)

Источник: Lux Research, РОСНАНО.

 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.