Евгений Чичваркин*: «Если актив не защищен — отберут, хоть ты с портретом Путина на груди»
«Власть сказала: «Мы все решили, пожалуйста, никакого больше шума. Я послушался, а надо было сажать ментов». Основатель «Евросети» — о наездах на компанию, Медведеве, стыде и винном бизнесе.
Бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин* рассказал журналисту Юрию Дудю* в программе «вДудь», как у него пытались отобрать «Евросеть», как защитить хороший бизнес в России, почему он считает, что у основателя «Тинькофф банка» Олег Тиньков* «головокружение от успехов» и в каких отношениях он с Дмитрием Медведевым. Ниже приведены цитаты из первой части интервью.
Об Олеге Тинькове*:
«Из того, что он говорит, реальный процент того, что он думает — такой большой, какой был у коммерсантов допутинской поры. Но он хамит и у него головокружение от успехов. Абсолютно неважно, как я к нему отношусь, потому что я в целом считаю, что лучше с умным потерять, чем с дураком найти — если у человека есть интеллект, я его по факту уважаю… Я считаю, он особо не думал над ней (фразой «Пускай Путин будет еще 33 срока, более того, его нужно сделать императором» — прим.ред.)».
Но эта реплика Тинькова* не была попыткой заработать индульгенцию перед лицами, имеющими власть, убежден Чичваркин: «Им, во-первых, все равно. Можно хоть <...> петь круглосуточно, но: если у тебя актив не защищен — отберут, хоть ты будешь с портретом Путина на груди». Должна быть какая-то договоренность, иначе «сладкий актив, который работает без тебя, что немаловажно, скорее всего, отберут или разграбят, особенно сейчас». Чичваркин предполагает, что у Тинькова* этот вопрос решен.
О самом большем стыде
Больше всего Чичваркину стыдно за ситуацию с призывом голосовать за кандидатов от власти в 2007 г. перед президентскими выборами:
«Там было обязательное условие, что должен был многократно упомянут Путин. Как я не пытался его обойти, не смог — пошел на этот компромисс, и за это стыдно… Я подумал, что это позволит мне спасти компанию».
Но за Медведева Чичваркину и сейчас не стыдно: если бы тот стал президентом, то «был бы плавный долгий разворот, и сейчас мы бы жили раза в два богаче», считает предприниматель.
«вДудь» /YouTube
О том, как отжимали «Евросеть»
Евгений Чичваркин* рассказал, что, когда в 2005 г. у него арестовали склад с телефонами на $15 млн, то правоохранители требовали с него $5 млн взятки. Тогда он был близок к тому, что договориться, и предлагал взятку на 10% ($1,5-2 млн) от суммы арестованного, но в итоге отказался.
«Мы их послали, потому что так не делалось на рынке. Появилась возможность — министерство вдруг задает нам вопрос: «А чего вы все сами не везете в белую?». Мы говорим: «А чего вы нам не даете?». — «А мы дадим возможность». И мы не стали договариваться (с вымогающими взятку — прим.ред.): если дать им денег, то они еще придут», — заявил предприниматель. Чичваркин также считает, что все сделал правильно, и надо было «доплатить, чтобы их по тюрьмам растолкали».
До осени 2005 г. все телефоны в Россию ввозили «в серую», без уплаты таможенных платежей, напомнил он.
С 2005 по 2008 г. Чичваркин, если у него вымогали взятки, писал письма Путину, Медведеву, Чайке с просьбой вмешаться. В итоге он даже написал в Госдеп США, и Кондолиза Райс подняла этот вопрос на встрече с Путиным. «Со стороны властей сказали: «Мы все решили, пожалуйста, никакого больше шума. Я послушался, а надо было сажать ментов».
Про фильм «Он вам не Димон» и Медведева
«Я чувствовал: здорово бы, чтобы такая серьезная разработка прошла по поводу Путина и других силовиков». При этом Чичваркин сказал, что Медведев сделал «определенный набор движений», чтобы спасти бизнес «Евросети», поэтому чувствует себя обязанным ему и все еще испытывает благодарность. Но в то же время, когда в августе 2008 г. началась война с Грузией, предприниматель понял, что роль Медведева теперь значит гораздо меньше, так как он не пошел против силовиков, которые, как убежден предприниматель, и затеяли военный конфликт.
О винном магазине
В бутике Чичваркина Hedonism Wines на витрине находятся напитки ценой 247 тыс. фунтов стерлингов. Он не боится, если кто-нибудь из сотрудников разобьет дорогой товар — напитки застрахованы. Магазин приносит прибыль, утверждает он — «Иначе зачем я бы этим занимался?» К дорогим алкогольным напиткам длительной выдержки надо относиться как к арт-галерее, говорит предприниматель: «Вот то, что есть на рынке, и этого крайне мало». Одно из жесточайших требований к персоналу — соблюдать конфиденциальность покупателей, отметил Чичваркин, добавив, что однажды к нему пришел за вином покупатель, находившийся под антироссийскими санкциями.
* - выполняет функции иностранного агента