Евгений Горенбург: Моя задача — организовать шоу и не погрязнуть в долгах
Евгений Горенбург ежегодно тратит десятки миллионов рублей на поддержку хоккейного клуба и двух музыкальных фестивалей. Эти деньги ему дают люди, с которыми он даже не всегда хорошо знаком.
Досье DK.RU
Евгений Горенбург
Родился 13 января 1960 в Свердловске
Образование:
1977-1983 гг. — Свердловский медицинский институт (сейчас — УГМУ)
1983-1991 гг. — интернатура при ОКБ № 1, аспирантура в Медицинском научном центре (воздействие электромагнитного излучения на клетки тела), спецординатура (целевая подготовка для работы в африканских странах)
Карьера:
1983-1986 гг. — врач-терапевт
1983-1990 гг. — проводил выездные дискотеки (100 дней просидел в СИЗО по уголовному делу о незаконной предпринимательской деятельности, на суде дело закрыли за отсутствием состава преступления)
1987 г. — организовал рок-группу «Топ» (автор музыки и текстов, гитарист, группа выступает до настоящего времени)
с 1991 г. — директор, президент СК «Динамо — Хоккей на траве» (Екатеринбург), соучредитель нескольких коммерческих организаций Екатеринбурга
с 2000 г. — проводит рок-фестиваль «Старый Новый Рок»
Семья:
женат, двое сыновей
Когда говоришь с Евгением Горенбургом, вспоминаются люди эпохи Возрождения — те, которые одновременно были и художниками, и инженерами, и изобретателями, и архитекторами, и богословами. Потому что и Горенбургу тесны рамки профессиональной самоидентификации. Врач в прошлом, сейчас он, помимо выступлений в рок-группе «ТОП» (вокал, гитара), возглавляет спортивный клуб «Динамо — хоккей на траве» (президент клуба) и продюсерский центр «Лад» (директор), занимается организацией музыкальных фестивалей (директор «Старого Нового Рока» и Ural Music Night) и ведет многочисленные переговоры с властями и спонсорами, убеждая их вкладываться в спорт и музыку.
— Я много знаю и умею в разных областях деятельности, но понимаю, что в каждой из них есть узкие профессионалы, которые знают свое дело лучше меня и других. Их просто надо найти, собрать вместе, обеспечить финансирование — и тогда твой проект станет лучшим, — рассуждает Евгений Горенбург. — Но мы живем в вербальном мире, и приходится встречаться с сотнями людей, чтобы все сдвинулось с места. Думаю, что многое удается потому, что главная моя специализация — переговорщик. В этом нелегком деле — наряду со стандартными приемами и механизмами — мне помогает то, что я до сих пор не разочаровался в людях. А с той поры, когда я был врачом, у меня остался «синдром сенбернара», который должен всех спасти. В переговорах это означает, что беседу надо проводить так, чтобы найти решение, которое устраивает обе стороны.
Миллионом меньше — миллионом больше
Два года назад Евгений Горенбург, запустил в Екатеринбурге фестиваль Ural Music Night, собравший в первый год 70 тыс. зрителей на 50 площадках, а в 2016-м уже 150 тысяч зрителей на 70 площадках — в театрах, музеях, ресторанах, отелях и скверах. Привезти звезд мирового уровня сразу не получилось — спонсоры оказались не готовы оплачивать их миллионные гонорары. В этом году г-н Горенбург обещает фестивалю громкие имена. Концертных площадок будет больше сотни.
— Есть вещи, резонансные своему времени, а есть — не резонансные, — рассуждает Евгений Горенбург. — От этого зависит их успех. Когда мы только начинали заниматься рок-н-роллом, то понимали, что такая музыка способна собирать стадионы, а у классики, рейва, джаза аудитория не в пример меньше. Мы играли рок и по велению души, и потому, что хотели быть причастными к его резонансности. Но пришло время, и мы почувствовали: рок-н-ролл не то, чтобы умер, но подтянулись другие жанры, и он занял свою нишу в пристрастиях слушателей. Другими словами, лидирующего направления сейчас нет. Поэтому и возникла идея мультижанрового фестиваля, свободного от ограничений. Здесь классика, здесь — рок-н-ролл, здесь — бардовская песня, попса, этника, духовые оркестры и хоровое пение, лаунж, джаз. А вот в этом ресторане — ведущие диджеи. Больше 1500 музыкантов и 40 разных музыкальных направлений!
Подготовка музыкального фестиваля на сто площадок требует каких-то нечеловеческих усилий или вы занимаетесь этим в фоновом режиме?
— В идеальном случае — если в вашем распоряжении административный ресурс, деньги и работоспособная команда — можно управиться и за месяц. Но так не бывает. Поэтому едва фестиваль заканчивается, мы отходим от посттравматического синдрома (состояние, когда уши в мозолях от телефона и никого не хочется видеть) и начинаем готовить следующий.
Сколько нужно денег, чтобы запустить такое массовое мероприятие?
— От нуля до бесконечности, я бы сказал. Сто километров можно проехать и на ВАЗ-2105, и на мерседесе, и на роллс-ройсе. Все зависит от того, какие средства удастся собрать — чем больше денег, тем ярче становится фестиваль и тем проще привлекать новых спонсоров. Основная статья затрат — гонорары хедлайнеров. Мы были бы рады привезти Леди Гага или Венский симфонический оркестр, но пока не можем себе этого позволить.
На пресс-конференции вы упоминали, что хотите пригласить в Екатеринбург Ринго Старра, Эмира Кустурицу, а в перспективе — Квентина Тарантино. Каким должен быть бюджет фестиваля, чтобы всем им заплатить?
— Мы вели переговоры с Ринго Старром, но в 2016 г. у него было турне по Америке — больше 20 концертов, и в этом году он вообще никуда не выезжает. Гонорар Ринго Старра — примерно $500 тыс. — учитывался в бюджете фестиваля, который мы планировали на уровне 120 млн руб. С другими звездами — Ману Чао, Эмиром Кустурицей, Хью Лори, Мумий Троллем — мы продолжаем переговоры. В этом году попытаемся уложиться в бюджет 20-30 млн руб.
В том числе, бюджетных?
— Дай бог, если треть денег будут бюджетными. Они пока не подтверждены, мы выиграли только губернаторский грант на 3 млн руб. Еще 500 тыс. руб. фестивалю «Ночь музыки», как самому быстрорастущему ивенту Свердловской области, обещает региональный Совет по развитию туризма. Итого — гарантированные 3,5 млн руб.
Если хотели собрать 120 миллионов, а получается 20-30, какие затраты вы станете резать?
— Сэкономим на качестве и количестве хедлайнеров. И на обустройстве площадок — ведь можно построить сценическую конструкцию за 100 тыс. руб., а можно — за четыре миллиона. Но без нужды мы, конечно, экономить не станем.
Праздник, который всегда
Евгений Горенбург намерен обсудить с Квентином Тарантино роль музыки в художественном кино. Это случится в 2018 г., когда автор «Криминального чтива» и «Убить Билла» приедет в Екатеринбург на очередной фестиваль Ural Music Night. Тарантино об этом еще не сообщили, но время на подготовку его визита вполне достаточно. По замыслу г-на Горенбурга, американский режиссер прочтет для уральских синефилов цикл лекций, что без сомнения добавит популярности «Ночи музыки».
— Мы эксплуатируем тягу людей к социализации: демонстрации в городе не проходят, карнавалов нет, маскарадов — тем более, а человеку нужен праздник, — рассуждает Евгений Горенбург. — Как бы банально это ни звучало, но есть фестивали, формирующие города. Ведь Канн был ничем не примечательным французским городом, пока там не прописался кинофестиваль. С Екатеринбургом — то же самое. На одну ночь город становится центром музыкальной цивилизации! Это идея, которую можно и нужно монетизировать. Когда в Екатеринбург начнут стекаться туристы — российские и иностранные, местные предприятия смогут продавать им услуги и продукты. Отели, рестораны, инфраструктура — выгодно всем.
Сколько вы зарабатываете на фестивалях как организатор, в том числе, за счет сдачи в аренду аппаратуры?
— На большие доходы мы не рассчитываем. Изначально задача была — организовать музыкальное шоу и не погрязнуть в долгах. Не потому, что мы плохие коммерсанты — заработки случаются. Но мы их всегда рассматриваем как некий бонус. Возможно, со временем что-то изменится. Фестиваль, как и любой рекламоноситель, продает аудиторию. Сейчас речь идет о многомиллионной аудитории — помимо собственно гостей и участников фестиваля, которых будет (уверен) около 170 тыс. чел., мы заморочились на онлайн-трансляцию. В прошлый раз вещание с трех площадок набрало в интернете 450 тыс. просмотров. В этом году мы задействуем 15 площадок, и пытаемся договориться с банками и телекоммуникационными фирмами, чтобы трансляцию поддерживали города, в которых работают компании-рекламодатели. Поначалу я хотел зрелищности — больших экранов на главных площадях городов-миллионников, но мне сказали: 90% зрителей пользуются для просмотра трансляции мобильными устройствами. Как человеку другого поколения, меня это удручает — хочется единения и коллективизма, заложенных в спинном мозгу.
Как вы управляетесь с сотней площадок, где события происходят одновременно?
— Весь штат продюсерского центра «Лад» и «Ассоциации музыкантов Урала» — шесть человек, включая бухгалтера и секретаря. Мы бы точно порвались на тысячу мелких медвежат, если бы рассчитывали только на свои силы. Поэтому мы привлекаем экспертов. Это музыканты, критики, композиторы, музыковеды, которые разбираются в этом направлении музыки лучше других. Каждый из них отвечает за свою площадку, где проходят выступления, или за несколько площадок. Подход простой: если мы решили, что эксперту можно доверить часть проекта, в его работу уже не вмешиваемся. Он сам формирует репертуар и лайн-ап площадки, а мы ему помогаем. Очень приветствуем, когда эксперты сами привлекают деньги спонсоров и сами ими распоряжаются.
«Так вы не спонсор? Положите вилку!»
Не за горами то время, когда Ural Music Night станет драйвером региональной экономики, уверяет Евгений Горенбург. Чтобы ожидание не затягивалось, он предлагает металлургам, банкирам и ритейлерам вложить в раскрутку фестиваля некоторое количество миллионов. По его словам, на призывы откликается 4% компаний. Эту цифру можно считать КПД переговорщика.
— Если мы договариваемся с хедлайнером, то должны гарантировать ему гонорар, а прежде — убедить партнера, который будет платить. Фестиваль будет в июне, но гарантии нужны уже сейчас, — развивает свою мысль г-н Горенбург. — Сегодня мне нужно перезвонить Мумий Троллю — после первой беседы его продюсеры затормозили переговоры с другими нанимателями и ждут окончательного ответа. А у меня нет уверенности, что мы сможем выполнить свои обязательства. Поэтому мне приходится тянуть время. Есть, впрочем, надежда, что деньги будут — владелец крупной торговой компании уже выражал желание участвовать в фестивале – намеревался привезти Лепса. Но не получилось — и теперь мы просим оплатить гонорар Мумий Троллю.
Допустим, этот человек скажет: хочу не Илью Лагутенко, а, например, Би-2 и Диану Арбенину. Что тогда?
— Обычно мы так и объясняем потенциальным спонсорам: у вас есть собственное представление о музыке, подходящей для фестиваля, поэтому привезите хедлайнера, который вам интересен. И они начинают думать. Одна федеральная компания хотела привезти сэра Пола Маккартни, но, узнав его гонорар — от $1,5 до 3 млн за концерт, передумала.
Если спонсоры не захотят платить, фестиваль придется отменять?
— Ровно такая ситуация была в прошлом году — почти все спонсоры отказались от своих обязательств. Некоторые потом вернулись. Но фестиваль состоялся — это случай, когда нам пришлось ехать на ВАЗе. 10 миллионов мы собрали, и еще один я добавил из собственных денег, заработанных на сдаче аппаратуры в аренду.
Почему спонсоры уходят?
— Помимо непростой экономической ситуации, тут важен человеческий фактор. Раньше партнером фестиваля был «Лукойл-Пермьнефтепродукт», но руководство сменилось. У нового директора было другое мнение насчет продвижения компании, и мы прекратили сотрудничать. Но поскольку нефть и газ все еще продаются, будем выходить на других производителей.
А есть какие-то альтернативные возможности ангажировать зарубежных исполнителей?
— Чтобы оптимизировать расходы и разнообразить жанры, мы работаем с людьми, заинтересованными, чтобы музыка их стран звучала в центре евразийского континента. Ведем переговоры с консульствами — японским, китайским, американским, венгерским. Например, в этом году американцы привезут Gonzalo Bergara Quartet, играющий цыганскую музыку — в Штатах она не такая, как в России. Наши цыгане год назад тоже обещали обустроить площадку за оперным театром, ездить по городу на тачанках, петь романсы, но не сложилось. Теперь этим займутся их братья из Северной Америки.
Чиновники города и области вам помогают устраивать людям праздник?
— Первый фестиваль стал возможен только потому, что муниципалитет пошел нам навстречу. Финансовые вклады города, хотя они были, есть и будут, невелики. Но моральная поддержка и личное участие бесценно. Ведь музыка — это механические волны, которые будят и будоражат, а ночью — по местному закону о тишине — шуметь не положено. Поэтому нам было непросто заранее накрыть акустические площадки, сделать необходимые замеры, чтобы музыкальные децибелы не превышали звук проходящего трамвая. А поскольку времена неспокойные, силовым структурам — полиции, ФСБ, МЧС — проще было все запретить. Но — благодаря содействию власти — они пошли нам навстречу.
Что еще может сделать власть для «Ночи музыки»?
— В прошлом году председателем оргкомитета «Ночи музыки» стал первый зам губернатора Алексей Орлов. А недавно было заседание в правительстве области, где заместитель губернатора Павел Креков рассказывал представителям бизнеса, чем примечателен наш фестиваль. Это такой постоянный процесс. Вообще, грех жаловаться — нас поддерживают заметные фигуры и городского, и областного (я знаю, что и губернатор в курсе подготовки мероприятия), и федерального масштаба. И это обстоятельство добавляет нам оптимизма.