Евгений Михалев: «Жить дружно с противником выгоднее стремления его съесть»
Как «Комсомолл» выходит из кризиса и растет, когда другие «худеют», рассказал управляющий торгово-развлекательным комплексом.
Российский бизнес, как любой бизнес в принципе, живет по законам джунглей. Во всяком случае, мы все привыкли так думать. Однако исследования, отмеченные нобелевской премией, в частности гениального математика и экономиста Джона Форбса Нэша, приводят к любопытным выводам. Если не углубляться в разбор математических моделей равновесия, то можно сформулировать основную идею так: жить дружно с противником выгоднее стремления его съесть. Об этом хотелось бы поговорить на примере нашей работы в ТРК «Комсомолл».
Рынок торговой недвижимости переживает непростые времена: покупательская способность падает практически во всех сегментах. В совокупности с ситуацией, в которую попал «Комсомолл», в торговом центре складывается уникальная среда. В непростые времена естественное стремление любого живого организма – объединяться, чтобы выжить. И началось все с изменений в управляющей компании. Мы изменили свои акценты в работе, на деле став ближе к свои арендаторам: сейчас не нужно ничего писать, обращаться в Москву, ждать ответа. Мы садимся за один стол и вместе ищем решение. Это действительно работает, спросите любого. Дальше – больше: выяснилось, что арендаторы не такие уж конкуренты друг другу. С нашей подачи стали появляться совместные проекты на привлечение общего трафика. Примеров масса: в компании «М.Видео» проходила акция, направленная на стимулирование покупателя к повторной покупке в рамках очень ограниченного периода, и все заинтересованные арендаторы срезу начали распространять ее сертификаты. «Маленький» арендатор делает комплимент своему покупателю за покупку этим сертификатом. Покупателю приятно – он получил подарок и сэкономил. Оба арендатора совершили продажу и получили лояльного покупателя. В выигрыше все участники. Мы совместно открыли каток, роллердром, контактный зоопарк. С парковкой сейчас нет проблем, появилась уникальная картинговая трасса на втором ярусе, а на верхнем ярусе будут развлекательный центр и пляж. Мы нередко жертвуем пресловутой концепцией и размещаем арендаторов там, где они сразу начнут зарабатывать, а не где положено. Сейчас это средства, которые позволяют нам расти, когда многие «худеют».
Приходят новые арендаторы, в ожидании крупных федеральных якорей. Признаю, их сейчас у нас не так много, как хотелось бы, но выход из этой ситуации – в объединении усилий. Арендаторы сейчас могут разместиться объединением, органично дополняющим друг друга магазинов в одном помещении. Это позволяет решить проблему заполнения большой площади, которую не вытянуть по одному. В результате, заняв привлекательное проходимое место, своими силами реально самому стать своеобразным якорем.
На самом деле, симбиоз – это естественное состояние любой биологической системы. Это заложила в нас эволюция. Иллюстрация объединения в «Комсомолле» – это открытая дискуссия, где каждый арендатор услышан и не только формулирует повестку и даже стратегию развития ТРК.
Резюмируя, повторю свой тезис: объединяйтесь между собой и объединяйтесь с теми, кто будет с вами даже в трудный момент, то есть с «Комсомоллом».