«Ездить на автомобиле без добротного звука — это просто не понимать, для чего ты живешь»
«Скептики считали, что мы продержимся максимум год, но прошло уже семь лет, и перспективы наши еще не исчерпаны». История о том, как энтузиасты сделали Урал сильнейшим автозвуковым регионом России.
Потратить миллионы на усилители и акустику для автомобиля и в течение полугода практически каждые выходные уезжать на нем за многие километры от дома, чтобы повстречаться с такими же фанатами? Для многих сотен жителей страны — это любимое развлечение, для десятков — любимый и достаточно доходный бизнес: российская история соревнований по автозвуку насчитывает уже не один десяток лет.
Сейчас эти соревнования многие называют основным способом контакта производителей высококачественных кар-аудио-компонентов со своей аудиторией. Но, помимо участников и продавцов, в процессе имеется и третья сторона — организаторы.
Вадим Тюленев, глава екатеринбургской компании «Трон Авто» и президент АМТ Евразия — персона, олицетворяющая собой пресловутый тезис «широко известен в узких кругах». До недавнего времени любители качественного автомобильного звука выясняли, у кого «сцена глубже», ориентируясь на европейские либо американские правила. Благодаря г-ну Тюленеву в Екатеринбурге зародился и успешно развивается национальный формат автозвуковых соревнований. Он рассказал DK.RU, откуда выросло его увлечение.
— Сейчас моя фамилия уверенно ассоциируется с кар-аудио, но было время, когда о таких ассоциациях я и думать не мог. Я по образованию инженер-электронщик и два десятка лет спокойно работал на НПО «Автоматика». С наступлением кризисного периода пришлось выбирать, чем заниматься дальше — и именно сильная школа, которую я прошел на предприятии, позволила определиться.
Тогда, в середине 90-х, как раз началась, по сути, новая эра — в России начали массово появляться различные электронные дополнительные устройства для автомобилей. В 1994 году мы, так называемая «Электронная компания Трон», которая потом превратилась в «Трон Авто», начали устанавливать простенькие сигнализации. Со временем появление в стране дистрибьюторов международных брендов позволило заняться инсталляцией «музыки», как тогда говорили, и прочего дополнительного оборудования. На волне популяризации автозвука мы начали ездить на международные выставки, постигать основные принципы формирования полноценных систем… Естественно, развитию индустрии нужно было время, а то бывали ситуации, когда цилиндрический сабвуфер в багажнике люди принимали за газовый баллон.
Я время от времени сам задаю себе вопрос — как так получилось, что однажды мы связались с автозвуковыми соревнованиями… В 2002 г. один из сотрудников нашей установочной мастерской предложил создать небольшой, но более-менее серьезный проект и попробовать принять участие в соревнованиях. Я тогда не представлял, для чего и зачем это нужно, но пошел ребятам навстречу. Человеком, который почти 15 лет назад указал нам вектор нового движения, был Александр Пастухов, сейчас известный и авторитетный специалист по соревновательному звуку. Он построил нашу первую машину — вазовскую «девятку» с достаточно простой аудиосистемой, с которой мы в Москве, на аэродроме Тушино, взяли первый кубок, заняли второе место в соревнованиях формата ЕММА (European Mobile Media Association).
Мы впервые увидели, как проходят соревнования по автозвуку, как какие-то люди, называющие себя судьями, садятся в машины и что-то там слушают… Увидели, сколько людей выставляют свои проекты, и порой весьма эффектные. В итоге мы закономерно почувствовали вполне определенный азарт. Знакомство и общение с тогдашним руководителем формата привело к тому, что уже в 2003 г. один из этапов чемпионата по автозвуку в европейском формате ЕММА прошел в Екатеринбурге. И пошло-поехало.
Оказалось, что уже к тому времени на Урале в целом и в Екатеринбурге в частности было довольно много потенциальных участников, которые приняли с энтузиазмом возможность соревноваться по международным правилам. Через несколько лет уральский этап ЕММА регулярно стали признавать одним из лучших в стране, Урал стал сильнейшим автозвуковым регионом России, многие судьи из Екатеринбурга назывались «судьями года», а участники, которые попадали в российский финал, — «командой года». В 2004 г. мы начали работать над возможностью участия в финале европейского первенства, и потом каждый сезон до 2010 года наши люди ездили в ту или иную страну Европы на финалы. Греция, Венгрия, Швейцария, Германия, Дания… и ни разу не возвращались без призовых мест. Дошло до того, что для поездок в Европу мы начали практиковать аренду автовоза — грузили по пять-семь звукомобилей и уезжали на пару недель, совмещая отдых и соревнования.
В 2009 г., накопив огромный опыт в качестве организатора автозвуковых соревнований, мы — я и ряд коллег — пришли к мысли, что на Урале, с учетом наличия уважаемых специалистов, неплохо бы попытаться построить собственный, национальный формат соревнований. Формат, который был бы поближе к российскому менталитету, который учитывал бы региональные особенности. Давайте позаимствуем в Европе и Америке что-то подходящее, адаптируем и дополним тем, что нам было бы доступно и приемлемо.
Однако нельзя говорить, что новый формат был рожден целиком и полностью на Урале — в итоге это стало совместным трудом поклонников кар-аудио со всей страны. Один из старейших и грамотнейших специалистов в России по автозвуку и ныне главный судья АМТ Александр Лысенко подготовил нам тестовый материал, бригада компетентнейших специалистов составила книгу правил… И в 2010 г. состоялись первые соревнования в формате АМТ — «Автозвук Мультимедиа Тюнинг». Тогда нас поддержала единственная компания-дистрибьютор, которая представляла на российском рынке порядка 15 кар-аудио брендов. И уже по итогам второго сезона ряд авторитетных профильных изданий — «Автозвук», «Авторевю», Quattroruote — признал АМТ самым успешным соревновательным форматом в России.
Конечно, мы шли на огромный риск — и финансовый, и репутационный. Вдруг нас никто не поддержит? Однако, учитывая участие в организации нового формата исключительно компетентных людей, мне было относительно спокойно. Имелась четкая цель — доказать некоторым коллегам-скептикам, что мы способны на такое серьезное дело. Скептики считали, что мы продержимся максимум год-два, но прошло уже семь лет, и перспективы наши все еще не исчерпаны. В календаре национального чемпионата АМТ за семь лет успело засветиться более 45 городов страны — это без учета Казахстана, который присоединился к нам в 2012 году и организовал под нашей эгидой собственную структуру, и Белоруссии, которая провела с нами полтора сезона. Мы уже почти достигли соглашения и с украинскими коллегами, но помешало резкое изменение политической ситуации.
Вообще, качественный автозвук — дорогое удовольствие, и для обычного любителя хорошей музыки, и для участника соревнований, и для их организатора. Яркий пример — известный спортсмен Иван Олухов, который, однажды купив автомобиль, просто загнал к нам его на установку звука, а после этого четыре года ездил в Европу на финалы. Его Mazda6 стоила на тот момент 650 тыс. руб., а аппаратуры за полгода мы установили в нее на полтора миллиона.
Говорить, что стоимость компонентов не влияет на звук — ошибочно. Верхнего предела, конечно, нет, но, на мой взгляд, есть определенный нижний порог, дешевле которого действительно качественную систему не собрать. Добротное оборудование, которое гарантированно «заиграет», не может сейчас стоить меньше 100-120 тыс. руб. за комплект, так как компоненты должны обладать определенными техническими возможностями. Если усилитель, то это хорошая полоса пропускания, достаточная мощность, коэффициенты нелинейных искажений. Акустика — параметры, обеспечивающие качественное воспроизведение. Наконец, дополнительное оборудование — для цифровой обработки звука, различных задержек и так далее.
Чтобы просто слушать и радоваться, можно обойтись и меньшими затратами, но тогда огромную роль начинает играть качество инсталляции, акустическая подготовка автомобиля. Шумоизоляция, различного рода подиумы, регулирующие углы установки динамиков, расположение компонентов и, естественно, грамотное разделение звука по полосам. Только в этом случае можно настроить систему таким образом, чтобы все компоненты дополняли друг друга, а не портили общую картину.
Как правило, на стадии подготовки к соревнованиям и оргкомитет Чемпионата, и организаторы региональных этапов инвестируют собственные средства, которые потом — бывает, к слову, лишь частично — компенсируются за счет спонсорских вложений. Я лично много лет тратил на развитие движения свои деньги, несколько миллионов вложил в раскрутку и повышение узнаваемости, и лишь последние четыре года эти средства начали постепенно возвращаться. Сейчас устойчивая репутация формата, размеры и особенности вовлеченной аудитории позволяют нам привлекать в качестве партнеров топливные компании, крупные банки и тому подобное, причем очень многие остаются с нами потом на несколько лет. В нынешнем сезоне, учитывая перспективу выборов, был даже опыт сотрудничества с политическими партиями. Но основные партнеры — это, конечно, компании-дистрибьюторы профильной продукции, представляющие в России интересы конкретных брендов.
В спонсорском портфеле АМТ так называемых «официальных брендов формата» сейчас более сорока — для них автозвуковые соревнования стали чуть ли не основным способом продвижения среди целевой аудитории. А вот участникам приходится практически полностью самостоятельно финансировать свои проекты. У многих небольшое хобби переросло в главное жизненное увлечение. Конечно, стабильные победы и устоявшийся авторитет могут позволить спортсмену заполучить личного спонсора, который может компенсировать ему часть затрат на строительство системы и накладные расходы — в первую очередь, дорогу к местам проведения соревнований — но это бывает не так уж часто.
К национальному российскому формату автозвуковых соревнований сейчас проявляют активный интерес европейские, американские и даже израильские участники индустрии, главы компаний-производителей, конкретных брендов. Конечно, ими движет в первую очередь любопытство: чего ж они такое мутят в этой экзотической России, но положительные отзывы специалистов международного уровня дорогого стоят. Конечно, сказывается на движении еще и нестабильная экономическая ситуация, но динамику АМТ показывает в целом положительную. Например, нынешний сезон прошел лучше, чем прошлый — и по количеству новых участников, и по качеству систем, а прошлый был лучше, чем позапрошлый, и так далее.
Интерес к автозвуку не слабеет, это точно. Меняться будут компоненты, технологии, но сам автозвук никуда не денется. Ездить на автомобиле без добротного звука — это, на мой взгляд, просто не понимать, для чего ты живешь.
Автор: Дмитрий Елизаров. Фото: amt-russia.ru