Фермеры инвестируют в экологически чистые продукты
По словам Александра Райсиха, гендиректора ТС «Звездный», число потребителей экологических продуктов растет. Эксперты уверены, что это — уникальная ниша, способная принести инвесторам хорошие деньги.
Сложность в том, что само понятие «экологически чистый продукт» в России законодательно не закреплено. Нет и утвержденных методик сертификации. Геннадий Онищенко, будучи главным санврачом страны, запретил делать на пищевой упаковке соответствующие надписи.
Однако, по словам уральского фермера Алексея Воложанина, разные группы сельхозпроизводителей уловили тренд и лоббируют в Госдуме законы об экологически чистой продукции, приспосабливая их под свои хозяйства. При этом сами фермеры продолжают спорить, считать ли экологически чистым, например, мясо курицы, если ее откармливали зерном, выращенным с помощью химических удобрений. По поводу ГМО они пока тоже не договорились.
«Под экологически чистым продуктом каждый понимает свое, — говорит фермер Денис Банных. — Тут два подхода: или покупать продукты в фермерском хозяйстве, которому доверяете, или ориентироваться на стандарты экологической чистоты, которые разрабатывают общественные объединения сельхозпроизводителей, — в разных регионах они отличаются. Мы считаем, что в производстве овощей нельзя использовать ГМ-семена и химикаты от сорняков».
Продвигают эко-продукты с помощью страшных историй об ассортименте торговых сетей. Алексей Бухаровский, глава фермерского хозяйства «Терешата», рассказывает:
«Есть простая технология: если в понедельник на птицефабрике собираются забить тысячу кур, то в воскресенье им дают препарат, от которого у птиц отказывают почки. Мясо становится водянистым, каждая тушка тяжелеет, например, на 100 граммов. Эта нехитрая операция может принести собственнику лишний миллион рублей. А препарат, который скормили курице, усваивается человеком. Лично я стал фермером, когда понял, что не могу больше есть отравленную пищу».
Фермеры торгуют органическими продуктами либо через интернет-магазины, доставляющие заказы на дом, либо вообще без посредников. Последний вариант оправдан, когда спрос выше предложения и фермер может назначать цену.
«Я продаю мясо птицы в четыре раза дороже, чем в магазине, потому что ее выращивали в деревне, на свежем воздухе, без гормонов и антибиотиков, — говорит г-н Воложанин. — Но никогда не стану работать с торговыми сетями, чтобы кредитовать их своими деньгами. Моя позиция: сначала — деньги, потом — товар».
Денис Банных, совладелец «Эко-усадьбы «Предгорье», что изготавливает десятки тонн салатов для «Ашана», «Звездного», «Монетки», «Уральских авиалиний», напротив, полагает, что масштабировать продажи эко-продуктов способен только сетевой ритейл.