Фитнес-центры - 28.01.2008
Рынок фитнес-услуг в Екатеринбурге до сих пор не сформирован. Предложение действующих фитнес-центров в разы меньше потенциального спроса, цены на услуги завышены. Ситуация в ближайшие три года не и
эксперты
Екатерина Жданова
директор «Данс Холл»
Дмитрий Корнюхин
генеральный директор УК «Профит» (управляет центрами World Gym и Powerhouse Gym)
Олег Нейфельд
заведующий сектором КОБОН, президент российского представительства Всемирной ассоциации бодибилдинга
Маргарита Ронжина
совладелец центра единоборств и фитнеса «Актив»
Роман Симачевский
руководитель проекта Fitnesburg.ru
Анастасия Юсина
генеральный директор «Страта Партнерс» (управляет сетями Orange Fitness и CityFitness)
насколько
завышены цены на фитнес-услуги в Екатеринбурге
что мешает
открывать новые спортцентры при дефиците предложения
в чем
измеряется успешность фитнес-клуба
Рынок фитнес-центров сейчас находится на этапе становления — он не заполнен и наполовину, четкие границы отсутствуют. Эксперты затрудняются подсчитать количество игроков в Екатеринбурге, поскольку нет единых стандартов для фитнес-центра. Теоретически фитнес — это занятия, направленные на поддержание хорошей физической формы, и любая организация, предоставляющая подобные услуги (например, тренажерные залы или танцевальные классы), может по праву называть себя игроком фитнес-рынка. Как сообщает Комитет по бытовому обслуживанию населения администрации г. Екатеринбурга (КОБОН), таких организаций в городе 117.
Операторы рынка никогда не называли фитнес-центром один только тренажерный зал, так как под центром подразумевается целый комплекс фитнес-услуг. Четкого и утвержденного их перечня также не существует, но, согласно экспертным оценкам, необходимых составляющих — пять. В компании World Gym в ходе собственных исследований выяснили, что 90% потенциальных потребителей ожидают увидеть в фитнес-центре тренажерный зал, 60% — бассейн, более 50% — групповые программы. SPA-зона и бары со спортивным питанием также интересны клиентам, но не считаются обязательным условием. Центров, предоставляющих этот комплекс услуг, в городе около 40. Самые крупные (по площади) — World Gym, Extreme Fitness Athletics, «Страта Партнерс» (Orange Fitness и CityFitness), фитнес-центр Атриум Палас Отеля и др.
В 2008 г. расхождения в подсчетах числа игроков должны исчезнуть — специалисты КОБОН составляют четкие определения и классификации. Как пояснил Олег Нейфельд, заведующий сектором КОБОН, неопределенность связана со сравнительной молодостью рынка — он начал формироваться около четырех лет назад. Сейчас среди операторов администрация обозначила несколько подгрупп (фитнес-центр, фитнес-клуб, тренажерный зал и др.), в каждой из которых уже официально подсчитывается количество объектов.
По оценке Дмитрия Корнюхина, генерального директора УК «Профит» (управляет сетями World Gym и Powerhouse Gym), с точки зрения международной классификации все фитнес-центры можно поделить на три основные категории (премиум, средний и эконом) с учетом двух ключевых критериев. Во-первых, по средневзвешенной стоимости клубной карты (с учетом всех скидок и спецпредложений): в премиум-центре она начинается от $960 в год, в среднем ценовом сегменте колеблется от $500 до $960, в центре экономкласса не поднимается выше $500. Впрочем, эта классификация относится скорее к России в целом, а к Екатеринбургу будет применима только года через два. Пока в нашем городе цены на фитнес-услуги завышены в полтора-два раза. «Если в Москве за $1 тыс. в год можно заниматься в достаточно приличном фитнес-центре, с бассейном и качественными тренажерами, то в Екатеринбурге такой суммы хватит только на клуб среднего или даже экономсегмента», — поясняет г-н Корнюхин. «Фактическая стоимость клубной карты в миддл-сегменте в столице Урала — $1,5-2 тыс. в год. Из-за сравнительно низкой конкуренции компании не видят смысла снижать цены», — описывает ситуацию Маргарита Ронжина, совладелец центра единоборств и фитнеса «Актив».
Второй критерий в классификации Дмитрия Корнюхина — количество посетителей на 1 кв. м общей площади. В премиальном центре на одного человека должно приходиться не менее 2 кв. м. При таком соотношении, по словам г-на Корнюхина, высокообеспеченные клиенты, которые платят в первую очередь за отсутствие «толкотни», чувствуют себя комфортно. Параметр для среднего сегмента в два раза ниже — 1 кв. м на человека. В экономцентрах — два человека на 1 кв. м. То есть чтобы позиционировать фитнес-центр площадью в 1 тыс. кв. м как клуб уровня премиум, можно продать не более 500 годовых клубных карт, для клуба средней категории — до 1 тыс. карт, а при экономичном варианте есть возможность выставить на продажу до 2 тыс. карт.
Еще одно из негласных условий принадлежности к высокому сегменту — наличие бассейна, без которого центр не воспринимается премиальным, даже если во всем остальном полностью соответствует заявленному уровню. По этой причине, считают эксперты, фитнес-центр Атриум Палас Отеля перешел из высшего сегмента в средний. Качество оборудования в высоком и среднем сегментах может быть сопоставимым, полагает г-н Нейфельд.
С учетом всех перечисленных факторов специалисты отнесли к премиальному сегменту четыре из действующих в Екатеринбурге фитнес-центров: World Gym, Extreme Fitness Athletics, Orange Fitness и «Тихвин». К среднему — CityFitness, «Реал-Фит», «Фит Лайф», FITWAY и др. Что касается игроков экономсегмента, они, как правило, располагаются в спальных районах, ориентируются на жителей соседних домов, соответственно не дают масштабной рекламы и неизвестны широкому кругу людей. Один из наиболее крупных игроков этой категории — «Фитнес Шейп».
Дмитрий Корнюхин отмечает, что сейчас фитнесом занимается 0,5% населения города, т. е. около 70 тыс. человек. Это сравнительно немного. В Москве, например, фитнес-центры посещает 3% жителей, а в крупных европейских городах — до 20%. Если бы фитнес-центров в Екатеринбурге стало больше, количество занимающихся могло быть выше в два-три раза, полагают специалисты. Действующие клубы заполнены, в некоторые купить годовую карту невозможно. На этом этапе развития рынка спрос на услуги растет по мере увеличения предложения. По оценке Олега Нейфельда, в каждом районе города могут работать два-три крупных фитнес-центра площадью в несколько тысяч кв. м, но пока в некоторых частях Екатеринбурга нет ни одного.
Причина низких темпов развития предложения в том, что игроки с трудом находят подходящие площади за приемлемую цену. Во-первых, застройщики не согласовывают с потенциальными арендаторами особенности помещений, в итоге запроектированные объекты часто оказываются непригодными. Г-н Корнюхин: «Например, нам предлагают помещение с раздевалкой и массажным кабинетом, площадь того и другого по 100 кв. м. Это, мягко говоря, много. Ни одному фитнес-центру такая планировка не подойдет, значит, это помещение по частям сдадут под офисы».
Вторая сложность связана со стоимостью недвижимости. В Екатеринбурге сохраняется дефицит качественных торговых и офисных площадей (бизнес-центры заполнены на 97-98%). Цены на торгово-офисную недвижимость часто завышены, и для фитнес-центра площадью несколько тысяч кв. м они просто неподъемны. «Большинство компаний предлагают покупать помещения за ту же стоимость, что и под офисы, т. е. за 120 тыс. руб./кв. м. Такой проект будет окупаться десятилетиями. Приемлемая цена недвижимости находится на уровне 15-20 тыс. за кв. м», — комментирует Дмитрий Корнюхин. «Если брать площади в аренду, то для фитнес-центра экономически оправданна стоимость 350-550 руб. за кв. м. Между тем помещения предлагают арендовать за 1-1,2 тыс. руб.», — поясняет г-н Нейфельд.
В Москве ситуация с ценами на недвижимость похожая, но столичные клубы лучше местных умеют работать над сокращением издержек, что позволяет им снижать стоимость карт и абонементов, полагают эксперты. В Екатеринбурге в профильных, специально построенных под спортклуб помещениях открываются в основном премиальные центры (например, начавший работу в прошлом году Orange Fitness), цена посещения которых покроет высокую стоимость квадратных метров. Остальные центры используют два решения: или находят способ договориться о существенных скидках с арендодателем (льготных условий удалось добиться фитнес-центру среднего уровня Powerhouse Gym, который появится в этом году в БЦ «Палладиум»), или используют для работы непрофильные помещения. За прошлый год в городе открылись такие клубы, как «АВС-Спорт», NRG-Sport, «Зебра», «Динамика», фитнес-студия гостиницы «Свердловск», «Позитив», вторую точку запустил «Эдем». Как отмечает Роман Симачевский, руководитель проекта Fitnesburg.ru, почти все они работают в эконом- или среднем сегментах и занимают помещения, изначально построенные для иных целей. Из-за проблем с поиском площадей не может заново открыться клуб Flex (он не работает с октября 2007 г. из-за конфликта со строительной компанией, возводившей здание, — стороны оспаривают право собственности в суде).
Когда дефицит недвижимости сократится, темпы развития рынка фитнес-услуг должны ускориться — игроки считают вложения в спортивные центры привлекательными. Инвестиции в новый спортклуб зависят от его наполнения (основная часть стоимости приходится на бассейн) и от выбранного сегмента. «Например, вложения в один премиальный клуб Orange Fitness — от 50 млн руб., в «средний» CityFitness — от 25 млн руб.», — рассказывает Анастасия Юсина, генеральный директор компании «Страта Партнерс». Грамотная политика позволяет окупить проекты за три-пять лет. Средняя рентабельность находится на уровне 15-20%.
Эксперты, предвидя, что рано или поздно рынок начнет насыщаться, начали задумываться о конкурентных преимуществах. Одно из них — четкое позиционирование. Пока руководители фитнес-центров делят целевую аудиторию на две крупные группы, открывая соответственно спортивные клубы двух форматов. Г-жа Юсина: «Чтобы разделить свою аудиторию на клиентов «эмоциональных» и «рациональных», мы запустили в 2002 г. проект премиум-класса — сеть клубов Orange Fitness — и почти сразу презентовали бренд CityFitness — бизнес-формата. Посетителям первой сети хочется не столько тренироваться, сколько расслабиться и провести время в клубной дружеской атмосфере, клиенты второй категории приходят в клуб именно за улучшением физической формы и не готовы переплачивать за излишества, так как и без них легко обходятся». По такому же пути пошла УК «Профит», управляющая премиальным фитнес-центром World Gym. Ее новая сеть Powerhouse Gym будет ориентироваться на достаточно прагматичную аудиторию.
Если первая группа клиентов однозначно характеризуется высоким уровнем доходов (более $1,5-2 тыс. в месяц), то вторая может быть представлена разными людьми, в том числе и обеспеченными, желающими получить не столько общение, сколько просто качественное «железо». Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие два-три года наиболее активно будет развиваться именно сегмент с рациональным уклоном.
Вопрос ближайшего будущего — четкая специализация относительно небольших спортклубов. По мере появления крупных фитнес-центров более мелкие игроки начинают искать узкие ниши. Например, центр «Данс Холл» в качестве основного направления выбрал танцевальное. «Преимущество этого шага — четкое позиционирование. Правда, есть и недостаток — сужение целевой аудитории: если центр назвали танцевальным, то уже трудно предложить клиентам сопутствующие направления, например йогу, занятия на тренажерах», — рассказывает Екатерина Жданова, директор «Данс Холл».
По мнению г-жи Ждановой, на екатеринбургском рынке могут появиться закрытые (с ограниченным числом участников) мужские клубы, где фитнес будет дополнительной услугой, а основным направлением — гольф, бридж и т. п. Отдельно — закрытые женские. К примеру, из-за приверженности определенной религиозной конфессии не все женщины могут посещать фитнес-клубы вместе с мужчинами (а порой независимо от религии этого требуют ревнивые мужья). Или, наоборот, закрытый женский клуб могут предпочесть эмансипированные женщины.