«Фокус для президента — наводить порядок в правоохранительной системе», — Алексей Кудрин
«Тигр вроде как прыгнул, нам представили нацпроекты. Но ощущение, что тигр замер, он в каком-то странном состоянии. Может быть, толчок оказался не очень сильным, может быть, еще что-то помешало».
Своим любимым произведением Александра Сергеевича Пушкина глава Счетной палаты Алексей Кудрин, выступая на ПМЭФ, назвал роман «Дубровский», главной нитью которого является спор между двумя помещиками.
Главный помещик Троекуров подкупает суд и в ходе рейдерского захвата отбирает поместье у соседа. В результате появляется бунтовщик, который не согласен с общими условиями жизни и правилами, которые существуют. Это было очень давно, но у нас иногда встречаются похожие ситуации и сейчас, — пересказал сюжет Алексей Кудрин.
Он привел данные бизнес-омбудсмена Бориса Титова, согласно которым более 50% российских бизнесменов не доверяют судебной системе, а две трети не считают ее независимой. Почти 70% опрошенных называют ведение бизнеса в России «очень опасным и рискованным трудом».
Ситуация с Майклом Калви еще раз это показывает. С одной стороны, говорится, что он обладает высокой репутацией, с другой, почему-то держат под арестом, хотя в это время может спокойно идти объективный процесс, — сказал глава Счетной палаты.
Помимо обсуждения влияния судебной системы на работу бизнеса в России, Алексей Кудрин высказался о том, почему разговоры об экономическом прорыве в стране напоминают тигра, замершего в прыжке. DK.RU законспектировал выступление главы Счетной палаты на ПМЭФ.
Алексей Кудрин, глава Счетной палаты:
— Хочу напомнить, что ровно год назад мы встречались. Уже прошли выборы президента, был опубликован указ о национальных целях и национальных проектах («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» — прим. Ред.). Было сформировано правительство, и мы обсуждали, что дальше.
Я тогда сравнил правительство с тигром, который готовится к прыжку. И сегодня можно было бы сказать образно — тигр вроде как прыгнул. Нам представили национальные проекты, мы теперь видим, как страна собирается достигать этих целей и показателей. С другой стороны, у меня скорее ощущение, что тигр замер в прыжке. Он еще в каком-то странном состоянии. Может быть, толчок оказался не очень сильным, может быть, еще что-то помешало. Тем не менее, он когда-то приземлится, и мы подведем итоги.
Что разочаровывает — цели, конечно, амбициозные, я под ними подписываюсь. Нацпроекты в целом соответствуют приоритетам, и я многие из них поддерживаю, но изменит ли это ситуацию, сделает ли тот перелом, чтобы мы осуществили прорыв?
К сожалению, я думаю, что пока набора того, что <прописано> в нацпроектах, недостаточно для перелома. Это только приоритеты, есть много еще того, что должно делать правительство.
Мы как Счетная палата мониторим выполнение национальных целей и национальных проектов, сейчас закреплена персональная ответственность. Мы сегодня очень строго будем за этим смотреть — более строго, чем в предыдущие шесть лет, когда выполнялись указы и соответствующие показатели, но многие из них не выполнены и общий итог не подведен, к сожалению.
Я бы назвал три первых вывода из этого мониторинга. Первое — выполнение нацпроектов не приводит к достижению национальных целей. Как вы помните, к национальным целям относятся: снижение бедности, продолжительность жизни, пятая экономика в мире, высокотехнологичное производство. А к нацпроектам (это уровень ниже национальных целей) относятся более отраслевые задачи — образование, здравоохранение, экология, повышение производительности и т. д. Правительство опубликовало единый план достижения национальных целей — он обозначает более широкий круг направлений. Но как такового плана там нет. Скорее, в этом направлении надо работать. Поэтому мы не видим всех мер, которые позволили бы достичь эти национальные цели.
Второе — нацпроекты не приводят к среднемировому экономическому росту. По некоторым оценкам (например, Альфабанка, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН), они повлияют на увеличение роста не более чем на 1%. А без среднемирового экономического роста в России мы не только будем стагнировать и становиться неинтересными всему миру, мы не выполним и национальных целей. Не будет доходов населения, инвестиций в стране, не будет бюджетных доходов и, соответственно, инвестирования в публичные проекты. Поэтому сегодня третий вывод — судьба нацпроектов и целей лежит вне нацпроектов.
Приоритетными вещами для нас являются судебная и правоохранительная система, потому что это стало острой проблемой. Это дестабилизирует ситуацию. Нет правил. Мы видим избирательное применение законодательства. И это никого не устраивает. И сегодня это фокус для президента, правительства — здесь наводить порядок. Я бы спросил, есть ли у нас общее понимание, что нужно сделать?
У меня есть отличный законопроект, который был подготовлен группой экспертов еще в СССР, сейчас мы его обсуждаем с разными министерствами и готовы представить в ближайшее время план по стабилизации ситуации в сфере правоприменения и декриминализации законодательства.
Но этим не заканчивается. Если мы не видим этих приоритетов или мер, значит, мы что-то в государственном управлении не настроили — система госуправления не видит эти фокусы, не перенастраивается и не убирает сложности с пути инвестора.
<Когда говорят, что> кто-то получает прибыли, но не хочет инвестировать, здесь некий скрытый упрек или угроза звучит. Но это естественное положение бизнеса — стремиться к прибыли и наращиванию своего капитала. Тогда вопрос, почему он у нас здесь не реализуется в полной мере, а идет в другие юрисдикции, мы должны видеть как лакмусовую бумажку. Если инвестиции не растут, значит, комплекс условий не создан. Я бы так относился к этому вопросу и все-таки видел, что у нас сегодня не создан тот круг условий, который требуется для инвестирования.
У нас были периоды, когда инвестиции росли под 10% в год. Я, может, нескромно, но скажу: за период моего нахождения в правительстве, когда я был министром финансов, средний темп роста в стране был 5,3% — выше среднемирового.
Есть интересная статистика: взять 2008 год к 1999-му: в российской экономике средний темп роста был практически 7%. Последние 10 лет — 1%. Значит, у нас есть проблемы структурного характера. И я, может быть, больше бы поговорил про структурные проблемы, но сегодня на первом месте — проблема институтов власти, которые обеспечивают все: от сохранения прав собственности до институтов инвестирования. Институциональные шаги должны стать во главе наших мер.
Ранее среди ключевых рисков для российской экономики в краткосрочной перспективе Алексей Кудрин называл цены на нефть, санкции, сокращение числа трудоспособных граждан и низкие темпы роста реальных доходов людей. К долгосрочным рискам он относил отсутствие необходимых структурных реформ, прежде всего реформы госуправления. И заявлял, что экономика страны попала в «серьезную застойную яму».