«Фриланс» не победил «офисный планктон»
25 февраля 201 года в Москве в барбекю-баре «Братья Зизи» прошла дискусия «Фриланс VS офисный планктон». На мероприяти выступали по два дуэлянта с каждой стороны.
Одни отстаивали честь офисных сотрудников, другие сражались за вольных художников. Спикеров поддерживали секунданты, когда зрители начинали заваливать их вопросами из зала. Вердикт дуэлянтам выносило строгое, но справедливое жюри: эксперт Brainity Елена Агафонова* ― бизнес-тренер, генеральный директор Solution Management Group, Тина Митусова ― автор и ведущая учебных программ «Школы фриланса» и Семен Поляков ― студент магистратуры Университета нефти и газа.
«Кто же победил?» ― спросите вы. В качестве ответа мы можем предоставить вам данные зрительского голосования по итогам дискуссии: за фриланс проголосовало 44,6 % зала, за офис ― 25,5 %, воздержались от ответа ― 19%. Но отмечаем, что эти цифры нельзя считать итогом мероприятия. Потому что однозначного ответа на вопрос «Фриланс или офис» так и не было найдено. Зато в ходе словесной дуэли было выявлено самое ценное ― истина многолика. Но обо всем по порядку.
Ольга Юрьева, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, отстаивала честь офисных работников. Ее выступление было посвящено тому, что российский рынок сейчас не готов принять такую форму взаимодействия работника и работодателя, как фриланс: «На данный момент в России и в мире ситуация такова, что реальный большой бизнес двигают именно люди-офисники. Фрилансеров же привлекают только на точечные проекты, когда нужно решить узкую задачу или устроить тендер. Но за жизнь компании, за бизнес как таковой, отвечают люди, которые трудятся внутри компании. Возможно, кто-то из вас захочет возразить, мол фрилансеры отличаются активностью, гибкостью, трудолюбием и готовностью к изменениям. Но я могу заявить, что мы, кадровые агентства, ищем именно таких людей для работы в офисе и находим их».
Ее коллега, Жанна Волкова, директор по маркетингу компании «Келли Сервисез Си Ай Эс», выступающая в защиту фрилансеров, в ответ Ольге Юрьевой заявила, что те самые «активные, гибкие, трудолюбивые» офисные работники 80 % рабочего времени занимаются чем угодно, только не своими непосредственными должностными обязанностями: пьют чай, решают личные дела, сидят в социальных сетях и др., ― таким образом, у них на работу остается всего 20 % трудового времени. При этом платят ему так, будто он отдает все 100 % своих сил и времени работодателю. Фрилансеры отличаются от «планктона» тем, что подряжаются на проект (снимают фильм, вяжут варежки или отгружают груз) или за те же деньги, которые уходят на зарплату сотрудникам офиса (или даже за меньшие), и делают свою работу быстро, эффективно и, чаще всего, качественно. В первом случае получается, что мы платим за время, проводимое в офисе, а во втором ― за выполненную работу.
Один из секундантов «Офиса», Ярослав Орябинский, генеральный директор компаний «Центр-колл» и «Страховой брокер «Ясон», член Московского клуба молодых предпринимателей тут же парировал: «В компании всегда есть коллектив, а соответственно, есть и конкуренция. Людям никогда не хочется выглядеть неудачником или непрофессионалом на фоне остальных, и это его подстегивает работать с удвоенной силой. Кроме того, в офисе всегда есть кому поддержать, посоветовать что-то дельное или покритиковать. Человек по природе своей — существо ленивое, иногда, для того, чтобы ему сделать шаг, ему необходим стимул в виде толчка сзади, и этот толчок иногда ему дает руководитель, а иногда ― коллеги. Словом, работа в компании формирует системное мышление, коллективный дух, общие цели. При фриланс-работе сложнее структурировано организовать свою работу, проще попить чашечку кофе здесь, чашечку кофе — там, а потом, когда приходит время дедлайна, поднапрячься, сесть и сделать всю работу за оставшееся время».
Алексей Дружинин, автор и ведущий учебных программ «Русской Школы фриланса», тут же вставил: «Все слова о коллективном духе и об общих высоких целях ― ложь! Любой сотрудник нужен компании ровно до тех пор, пока компания зарабатывает на нем деньги. Как только человек по независящим от него причинам перестает быть нужен (сокращение, оптимизация расходов, перепрофилирование), он оказывается не у дел. Если же вы работаете на себя, вы отвечаете за себя сами: хотите больше денег ― работаете больше и становитесь высококлассным высокооплачиваемым профи, не хотите работать — будете получать меньше».
Секундант противоборствующей стороны, Сергей Хестанов, управляющий директор УК „Финам Менеджмент“, ответил Алексею:
― Неважно, фрилансер вы или сотрудник офиса, на вас всегда будут зарабатывать владельцы бизнеса — так устроен мир. Если хочется исследовать этот вопрос глубже — почитайте „Трудовую теорию стоимости“ Карла Маркса. Что касается противоречий, кто же лучше в работе: офисный работник или фрилансер, ― расскажу вам одну историю. В свое время Наполеона спросили, как правильно подбирать кадры? Ответ был таким: „Умных и энергичных надо ставить править провинциями; умных, но неэнергичных — начальниками штаба; энергичные, но неумные станут самыми лучшими командирами пехоты“. ― „А что же делать с неэнергичными и неумными?“ Ответ был блестящим: „Расстрелять!“ На мой взгляд, успешными фрилансерами (а их сейчас не так много) смогут быть те люди, которые являются и умными, и энергичными, но таких меньшинство. Остальным же людям выгоднее работать в офисе и быть осликами с морковкой из всем известной теории мотивации, чем руководить самими собой».
Секундант «Фриланса», директор по маркетингу Городского бюро переводов «Мегатекст» Юлия Солодова затронула тему развития бизнеса в России в целом: «Я представляю компанию, штат сотрудников которой составляет 3000 человек, причем в офисе находится постоянно только 90 из них. Это вполне обычная западная модель ведения бизнеса, которую называют home office. Конечно, удаленная работа и работа фрилансера ― это не одно и то же, но отмечу, что за рубежом нет четкого деления между фрилансерами и уделенными работниками. К сожалению, в Россию новые веяния приходят всегда с запозданием, но я думаю, что лет через десять такая форма работы станет повсеместной и у нас, т. к. рано или поздно собственники бизнеса придут к понятию первостепенности эффективности, а фриланс ― это действительно эффективное взаимодействие между заказчиком и исполнителем. Если вы друг друга поняли, если вы смотрите на проект с одной точки зрения, если сошлись в цене ― бизнес от этого только выиграет».
Спикер, выступающий за офис ― Дмитрий Геранин, менеджер по продвижению JOB.RU (компания «Пронто-Москва») ― рассказал о работе в коллективе как факторе личностного и профессионального роста: «Я на данный момент ― наемный рабочий, но я себя планктоном не считаю, я считаю себя серьезным независимым профессионалом. Именно независимым, т. е. человеком, который сознательно пошел на договор с работодателем, готовым платить за мои знания и умения достойную сумму. Пока договор не расторгнут, мы, соответственно, устраиваем друг друга. Плюс отмечу, жизнь в коллективе позволяет не просто попить с кем-то чай, но и стимулирует постоянно развиваться, постоянно находить новые знакомства и др. Я очень уважаю фрилансеров, но проблема в том, что на данный момент российский рынок фрилансеров не предоставляет мне профессионалов должного уровня. Или же они просто не могут должным образом себя продвинуть, ведь как известно, фрилансер ― это и одновременно и профессионал в своей узкой сфере деятельности, и продюсер, и свой собственный агент...»
Геннадий Чернецов, эксперт Brainity, принимавший участие в дискуссии, рассказал о первопричине, по который введено понятие «офисный планктон»: «В крупных компаниях сотрудники чаще всего попадают в режим работы, которую в теории называют „защита рутин“ ― это состояние, при котором люди пытаются защитить свой устоявшийся режим жизни, обойти возникающие проблемы (а не решать их) и прикрыть свои отходные пути. В результате компании, расширяя и развивая свои офисы, гарантированно получают неэффективных сотрудников. Получается, что компаниям приходится в первую очередь решать бытовые проблемы по слежению за работой сотрудников, по их мотивированию, а бизнес-цели забываются. Это не смешно, это проблема многих компаний, которую пока мало кто осознает. Поэтому большим компаниям выгоднее нанимать фрилансеров на определенные проекты, чем держать большой штат сотрудников, за которым сложно уследить...»
Как уже было сказано, к единому мнению ни зрители дуэли, ни жюри так и не пришли. Хотя формально большее количество было отдано в пользу фрилансеров. Brainity сделал из этого несколько выводов ― во-первых, называть офисных работников планктоном в корне неверно, т. к. растений подобного вида полно и среди фрилансеров, которые вот уже начиная с 90-х годов не могут вывести рынок на ожидаемый заказчиками уровень, во-вторых, правда бывает разной, все зависит от угла зрения на вопрос.
* - выполняет функции иностранного агента