Галина Кулаченко, Минфин: «Мы научились вести диалог с налогоплательщиками»
Повысят ли транспортный налог для владельцев дорогих авто, появятся ли в Екатеринбурге новые школы и на что в этом году потратят наши с вами налоги — в интервью на DK.RU.
В феврале президент России выступил с посланием к Федеральному собранию и поручил за пять лет значительно «подтянуть» проблемные сферы жизни страны — медицину, школы, экологию, демографию. Губернатор Свердловcкой области Евгений Куйвашев поставил задачу — обеспечить «президентские» KPI. Даже Свердловской области — недотационному региону с высокой собираемостью налогов — придется искать дополнительные источники пополнения бюджета, снижать недоимки и издержки.
О том, за счет чего будут обеспечивать развитие региона в этом году, в интервью DK.RU рассказала заместитель губернатора Свердловской области — министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко.
В прошлом году в бюджет Свердловской области собрали значительно больше налогов, чем это планировалось изначально. За счет чего перевыполнили план?
— Да, по налоговым и неналоговым доходам в бюджет прошлого года поступило дополнительно более 25 млрд руб., что позволило неоднократно откорректировать как доходную, так и расходную части бюджета в сторону увеличения. На это повлияло несколько факторов: во-первых, хорошо сработали региональные предприятия — выросли прибыль и отчисления НДФЛ. У нас очень хорошие налогоплательщики: с 80 ключевыми предприятиями мы находимся в постоянном диалоге, регулярно собираемся и обсуждаем их финансовые планы на ближайшую перспективу, налоговые вопросы (например, возврат переплаты по прибыли).
Благодаря этому у нас с налогоплательщиками выстраиваются нормальные отношения, а поступления в бюджет становятся более прогнозируемыми.
Во-вторых, у нас хорошо работают УФНС и другие федеральные органы, с которыми мы тоже сотрудничаем. В-третьих, в регионе сформировалась просто уникальная производственная база: УГМК, ЕВРАЗ, предприятия Росатома — где еще вы найдете такое сосредоточение промгигантов? Благодаря этому Свердловская область не просто остается в числе 13 недотационных субъектов РФ, мы находимся на пятом месте по налоговым и неналоговым доходам. А если отбросить Москву с областью и Санкт-Петербург — то на втором (после ХМАО).
Случается ли, что крупные предприятия работают на территории Свердловской области, а их налоги уходят по месту регистрации в другие регионы?
— Если мы говорим о консолидированной группе налогоплательщиков, то нет. В некоторых регионах действительно есть такая проблема, но на Среднем Урале крупным налогоплательщикам интереснее перераспределять налоги внутри группы так, чтобы платить в наш бюджет — именно благодаря тому, что мы научились выстраивать с ними конструктивные взаимоотношения. Мы не скрываем этого: в рамках законодательства мы можем заинтересовать их плодотворным сотрудничеством, например, помогая предприятию развивать социальную сферу на территории присутствия этого налогоплательщика. В частности, в этом году на инфраструктурные обновления в рамках соглашений, заключенных с такими компаниями, предусмотрено около 1 млрд руб.
На что потратили собранные «излишки»?
— На те направления, которые мы обязаны финансировать в первую очередь — это указы президента, озвученные еще в 2012 г. Также за счет дополнительных поступлений мы в прошлом году трижды корректировали заработную плату бюджетников. Кроме того, необходимо вкладываться в строительство Конгресс-центра: он должен быть сдан к лету, к моменту проведения саммита GMIS, на который соберутся главы двух десятков государств. Это достаточно затратный проект, и к нему предъявляются высокие требования.
Каким, по предварительным данным, будет бюджет 2019 г. и на что пойдут деньги налогоплательщиков?
— Доходная часть бюджета на текущий год утверждена в размере 249,7 млрд руб., расходы — 257,4 млрд руб., дефицит составляет 7,7 млрд руб. Традиционно больше 65% бюджета будет потрачено на социальную сферу: 71,5 млрд руб. пойдет на социальную политику, 66,5 млрд руб. — на образование, 24,2 млрд — на здравоохранение. Из федерального бюджета региону выделят 24 млрд руб. Они пойдут на профилактику и лечение онкозаболеваний (в 2019 г. на эти цели выделили в разы больше обычного — 3,3 млрд руб.), 1,9 млрд уйдет на ремонт дорог, 1,7 млрд руб. — на программу жилищного строительства, 1,6 млрд — на образование, больше миллиарда — на поддержку малого и среднего предпринимательства. На реализацию нацпроектов заложено 30,6 млрд руб. — 12,5 выделит центр, 18,1 поступит из регионального бюджета.
На образование, в том числе на строительство школ, из регионального и федерального бюджетов выделяются большие суммы, однако школ катастрофически не хватает. Почему?
— Сегодня действительно предпринимаются все усилия для того, чтобы привлечь побольше средств на эти цели — как из федерального, так и из областного бюджета, но проблема заключается не только в наличии или отсутствии денег. Необходимо решать вопросы неготовности площадок и проектно-сметной документации: в Екатеринбурге очень плотная застройка, и найти место под такой крупный объект, как школа на 1000 учащихся, соответствующий всем требованиям СНИПов, очень сложно.
При формировании бюджета на этот год предварительно планировалось строительство как минимум пяти школ, но, к сожалению, хоть этот вопрос все время остается на контроле, мы не можем с уверенностью сказать, что их строительство начнется со дня на день.
Читайте также: «Инвестируйте в Свердловскую область. Мы рады самым разным проектам» — интервью министра инвестиций и развития Свердловской области Виктории Казаковой. «Экономике необходим оптимизм, иначе развития не будет» — интервью экс-министра экономики Свердловской области Александра Ковальчика.
Собирают хорошо, но надо больше
Формируя бюджет, региональный Минфин опирался на базовый сценарий развития экономики, и согласно ему, темпы роста доходов в этом году умеренные. При этом федеральный центр ставит перед всеми регионами масштабные задачи. Чтобы их реализовать, необходимо искать новые способы увеличить доходную базу и снизить недоимки.
— Мы не первый год работаем над тем, чтобы и на уровне региона, и на уровне муниципалитетов повышался доходный потенциал, у нас разработана дорожная карта, по которой ведется эта работа, сейчас в нее вносятся изменения в соответствии с новыми рекомендациями Минфина.
Например, Минфин сегодня предлагает увеличить транспортный налог на дорогостоящие автомобили. Это — жесткое требование, и я пока не знаю, как мы будем прорабатывать его с депутатским корпусом. Сейчас в нашем регионе самый льготный режим взимания транспортного налога в России, при том что в Свердловской области много дорогих автомобилей. От муниципалитетов мы, в первую очередь, ждем повышения эффективности работы с землей — это их основной источник дохода.
Повысить доходную базу можно и менее очевидными способами. Например, в течение последних лет мы рекомендуем муниципалитетам регистрировать на их территории новых подрядчиков: таких компаний стало куда больше, особенно в период массового строительства детсадов. Это обеспечивает дополнительные отчисления в бюджеты муниципалитетов.
Кроме того, минимизировать потери позволяет борьба с теневой занятостью: в каждом городе региона существуют комиссии, которые выявляют недобросовестных работодателей, выплачивающих «серые» зарплаты. Так, за прошлый год число выявленных граждан, с которыми были оформлены трудовые отношения, составило более 32 тыс. человек.
Согласно статистике ФНС, в прошлом году из Свердловской области ушли 180 бизнесов — они предпочли зарегистрироваться и платить налоги в соседних регионах. К нам же пришли всего 49 компаний. Не слишком ли ужесточается налоговое давление на бизнес на Среднем Урале?
— Начнем с того, что таким способом многие предприниматели просто пытаются убежать от преследования налоговых органов, сэкономить на налогах. В целом, в регионе, наоборот, растет предпринимательская активность. В прошлом году выросло число субъектов малого и среднего предпринимательства, а темп роста налоговых поступлений от таких компаний был выше, чем по НДФЛ!
Я бы не сказала, что у нас узурпаторский налоговый климат: напротив, у нас ежегодно принимаются законопроекты, которые позволяют предпринимателям реализовывать свои проекты, экономя на налогах. Хочешь заниматься туристическим бизнесом? Есть кластер «Гора белая» с налоговыми каникулами. Привлекает промышленность? Есть зоны со льготным налогообложением и инфраструктурой для таких компаний. Только в прошлом году было принято десять законов, стимулирующих предпринимательство.
Изменятся ли в этом году межбюджетные отношения между региональной казной и бюджетами муниципалитетов?
— Да, и довольно серьезно. В этом году мы вдвое увеличили отчисления в дорожные фонды муниципалитетов — с 10 до 20%, также вдвое увеличились отчисления по налогу, взимаемому по УСН. Муниципалитеты, на чьих территориях производится пиво, получают 50% акцизных сборов. Это все позволит муниципалитетам только за счет собственных ресурсов увеличить поступления в бюджеты на 5,9 млрд руб.
Дополнительно муниципальным образованиям на выполнение региональных госпрограмм направят 2 млрд руб. на антитеррористические мероприятия, на компенсации многодетным семьям взамен предоставления земельных участков — 890 млн руб., на организацию бесплатной перевозки обучающихся — 3,8 млн. руб. Кроме того, предусмотрен поощрительный трансферт за лучшие результаты развития экономического и налогового потенциала территорий, а также их инвестиционной привлекательности — 315 млн руб. Средства будут распределены во втором квартале с учетом результатов работы органов местного самоуправления в 2018 году.
Растет ли задолженность региона перед федеральным бюджетом?
— Нет: с прошлого года федеральный бюджет кредитов нам не предоставляет, а те, что мы брали ранее — реструктуризируются. Общая сумма задолженности составляет 19 млрд руб., в том числе 17 млрд руб., которые направлялись на покрытие дефицита бюджета и 2,5 млрд руб. — по дорожному фонду. В первом случае рассрочка предоставлена до 2024 г., по второму — до 2034 г., а при нормальном росте доходной базы рассрочка может быть увеличена. Это вполне посильная для нашего региона кредитная нагрузка, мы с удовольствием пользуемся этим инструментом и без проблем обслуживаем эту задолженность.
Какими дополнительными финансовыми инструментами пользуется министерство для привлечения средств на покрытие дефицита бюджета?
— Стандартно: кредиты и облигационные займы. Сегодня у нас размещено 20 млрд руб. в облигациях и далее мы планируем ежегодные объемы размещения в пределах 6 млрд руб. И при том, что мы размещаемся на восемь лет (это долго), а ставка первого купона по сравнению с другими регионами невелика (от 7,7% до 8,47), наши облигации очень востребованы. В первую очередь, их покупают банки и финансовые компании — понятно, что физлицам такой инструмент менее интересен, хотя мы стараемся привлекать и население региона. Но для нас, безусловно, важнее получить длинные деньги с невысокой процентной нагрузкой.
Сегодня люди действительно редко рассматривают облигации в качестве инструмента для инвестиций. И дело тут не только в невысоких ставках, но и в низкой финансовой грамотности населения. Делает ли что-то свердловский Минфин для того, чтобы ее повысить?
— Действительно, уровень финансовой грамотности пока оставляет желать лучшего: это проблема не только Свердловской области, но и России в целом. Например, согласно опросам, 37% потребителей уверены, что в случае форс-мажоров можно не возвращать банковский кредит, при этом львиная доля респондентов — 68%(!) — отдает на обслуживание займов больше половины своих доходов.
В прошлом году мы приняли программу повышения финансовой грамотности в регионе до 2023 г., ее на субсидию реализует Региональный центр финансовой грамотности. В декабре он совместно с оператором МТС провели масштабный опрос населения в крупных городах Свердловской области. Первое, что стоит отметить: полностью смогли ответить на все вопросы только 2% опрошенных, что само по себе показывает, насколько «охотно» люди готовы говорить о деньгах и своем отношении к ним.
Кроме того, региональный центр уже провел несколько мероприятий для самой разной аудитории — от новогоднего представления-ликбеза для воспитанников детских домов и квеста «Финансовый спецназ» для школьников до «Дня финансиста» и форума экономически активных горожан «Финансовая грамотность и личные финансы». И стоит отметить, что каждое такое мероприятие проходит с аншлагом.
Естественно, привить финансовую грамотность по щелчку пальцев не получится, но мы будем продолжать эту работу. Надеемся, в обозримом будущем жители региона благодаря этому станут более состоятельными и будут лучше понимать в том числе и суть нашей работы.
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU