«Гаражный путь»: «Яндекс» приобрел студию мобильной разработки
«Яндекс» приобрел студию мобильной разработки Any Void. Бренд упраздняется, команда сконцентрируется на задачах поисковика. Сделка выгодна обеим сторонам, считает директор Artsofte Николай Адеев.
Информация о сделке появилась на прошлой неделе. Подробности не раскрываются. Известно, что Any Void, основанная в 2010 г., занималась разработкой мобильных приложений под iOS, Android и Windows Phone. В портфолио студии — программы для музыкальной группы «Каста», банка «Рокетбанк», сервиса бронирования столиков в ресторанах GetTable.ru, сервисы «ИнфоДоктор» и «Книги Вслух».
Портал «Цукерберг Позвонит» со ссылкой на пресс-службу «Яндекса» отмечает, что команда Any Void продолжит работать вместе и сконцентрируется на мобильных геоприложениях поисковика: и над обновлениями тех, что уже опубликованы в сторах, и над новыми проектами. Сотрудничество со студией началось еще в 2013 г. Экс-глава Any Void Юрий Подорожный получит должность руководителя службы разработки мобильных геоинформационных сервисов «Яндекса».
Николай Адеев, директор Artsofte, комментируя сделку, подчеркнул, что она выгодна обеим сторонам:
«Если у этой команды поставлены процессы и нужная квалификация для задач «Яндекса», то монетизация их девелоперского ресурса на задачах и инфраструктуре поисковика в разы выше, чем на задачах заказной разработки. Возможно, это способ сформировать оторванную от бизнес-процессов и бюрократии «Яндекса» мобильную лабораторию. Известны истории, когда новые начинания и идеи идут «гаражным путем», а не в кабинетах крупных корпораций».
По его словам, на рынке веб-разработки эта сделка вряд ли отразится:
«В целом, думаю, никак не отразится. Впрочем, вероятен сценарий, при котором «Яндекс» можно будет гипотетически рассматривать операционным девелоперским ИТ-бизнесом в построении своей EXIT-стратегии. Ранее, как правило, EXIT-стратегия операционного бизнеса в разработке, если речь не шла о выкупе какой-то технологии, заключалась в сделках с более крупными разработчиками, или интеграторами».
Оценить сумму сделки г-н Адеев затруднился:
«Сложно сказать. Если «Яндекс» покупал какую-то технологию вместе с командой — это одна история. Если просто девелоперское звено, как отлаженный операционный бизнес, — то в рамках стандартных мультипликаторов для M&A-сделок по приобретению операционного ИТ-бизнеса. Но в любом случае нужно знать обороты и прибыли приобретенной компании, а они не раскрываются».
Это не первое приобретение «Яндекса» в сфере мобильной разработки. В 2011 г. компания получила разработчика мобильных продуктов SPB Software. На основе собственной разработки SPB Shell 3D впоследствии создали «Яндекс.Shell» — альтернативную оболочку для смартфонов на Android.
Напомним, в июле 2014 г. «Яндекс» зарегистрировал собственную доменную зону .yandex. Опрошенные DK.RU ИТ-предприниматели тогда назвали стратегию развития «Яндекса» закономерной.