Геннадий Черных: «Подъем строительного рынка можно ожидать к середине 2016 года»
Директор компании PRED GROUP рассказал о том, как кризис повлиял на строительный бизнес Екатеринбурга, как изменился портрет покупателя и когда девелоперы ожидают подъема строительной отрасли.
Геннадий Геннадиевич, как вы оцениваете ситуацию в сфере строительства Екатеринбурга в текущих условиях?
– Ситуация, безусловно, не самая простая, она осложняется тем, что природа текущего кризиса совсем другая, не такая, как в кризисы 1998 и 2008 годов. По моим ощущениям, мы еще не достигли дна, с которого могло было бы начаться хоть какое-то движение наверх. Если в двух словах описать сегодняшнее настроение активных участников рынка недвижимости, то его можно определить, как напряженное ожидание – все ждут позитивных изменений. Скорее всего, положительных тенденций, а значит и подъема рынка, можно ожидать к середине 2016 года. В настоящее время не добавляют оптимизма политические баталии на уровне города и области. Все с нетерпением ждут, чем закончится передача градостроительных полномочий.
Как отразился кризис на количественных показателях в сфере строительства?
– Пока никак. Рынок строительства достаточна инерционный. Например, мы сейчас строим то, что проектировали в 2013 году. По моей информации, только сейчас некоторые застройщики начали приостанавливать строительство новых объектов, но внушает оптимизм то, что все девелоперы и застройщики, с которыми я общался, намерены закончить начатые объекты. Самое главное, чтобы у нас не появлялись разочарованные люди, которые заплатили деньги за квартиру, а вовремя ее не получили.
Сколько квадратных метров жилья планирует ввести в эксплуатацию PRED GROUP к концу 2015 года?
– В этом году мы введем в эксплуатацию около 40 тысяч кв. метров. Мы продолжаем строить все наши объекты в тех объемах, которые были запланированы ранее. У нас идет строительство комплексов «Малевич» и «Ньютон Парк», заканчивается строительство «Азбуки». На следующий год мы планируем достичь примерно тех же цифровых значений. Для нас это хороший показатель. Мы не планируем значительно увеличивать объемы строительства, так как для этого необходимо подготовить кадры и серьезную ресурсную базу, чтобы не потерять в качестве объектов. Уменьшать объемы строительства мы пока не будем.
Что вы можете посоветовать покупателям? Насколько удачное сейчас время для приобретения квартир?
– Сейчас самое удачное время для покупки квартир, потому что покупатель может получить значительные скидки, бонусы и особые условия по рассрочке, а также договориться о приобретении квартиры на условиях, о которых можно было только мечтать два года назад. В последнее время очень сильно изменился портрет покупателя: он практически перестал инвестировать в недвижимость, он удовлетворяет собственную потребность в жилье. В агентства недвижимости сейчас приходит тот человек, который сам будет жить в квартире.
А запросы покупателей изменились?
– Конечно. Сегодня покупатели в большей мере обращают внимание на качественные характеристики объекта, на социальную инфраструктуру, которая находится рядом с объектом.
Известно, что в кризис жилье является основным видом строительства. Можно ли сказать, что компания PRED GROUР полностью перешла на строительство жилья?
– Портфель компании PRED GROUP всегда включал 50% коммерческой недвижимости и 50% жилой. В последнее время стало больше жилой недвижимости, поскольку жилье, как и продукты питания, являются предметом первой необходимости. В период с 2010 по 2015 годы застройщики ввели в эксплуатацию много качественной коммерческой недвижимости, и сейчас необходимо ее заполнить, ведь в Екатеринбурге очень много вакантных площадей. При этом наша компания все равно проектирует объекты коммерческой недвижимости и решает вопрос создания комфортной среды для бизнеса. Если не сегодня, то завтра они будут востребованы.
Геннадий Геннадиевич, новая тема, которая появилась в период кризиса – импортозамещение. Произошел ли переход на российские строительные материалы в 2015 году?
– Мы стараемся сохранить те качественные материалы, которые у нас были заложены в проекте. Если компания «Х» поставляет нам качественные скоростные лифты, то мы их и заказываем. Наша компания никогда не злоупотребляла импортными материалами, потому что в сегментах «эконом» и «комфорт» импортные материалы применяются минимально. Отечественные производители или представительства крупных иностранных компаний выпускают на территории России очень хорошую плитку, краски, фасадные и отделочные материалы. Часть оборудования мы по-прежнему покупаем у западного производителя, используем итальянскую и немецкую линейки. Менять иностранный продукт на дешевый, но с худшим качеством мы точно не будем, поскольку наша компания дорожит качеством возводимых объектов.
Отдел продаж девелопера PRED Group - компания ЗАО «Уралстройинвест» www.us-invest.ru