Генплан неизбежен
Бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий в последний день перед отставкой подписал скорректированный и дополненный генплан развития города до 2020 г. Документ около года обновляли: утверждают, чт
К 2020 г. Екатеринбург разрастется во все стороны. Появится ИT-район, застройку центра растянут на множество уровней, а на окраине, отодвинутой на десятки километров в сторону Челябинска, появятся сухой порт и новый аэропорт. Таким будущее города видят эксперты «ДК». Даже если половина прогнозов не сбудется, останется главное: городскую жизнь максимально разнообразят. Такой подход закреплен в стратегии Екатеринбурга — его генеральном плане.
Стержневая идея городских властей — сделать Екатеринбург центром притяжения ресурсов. В мэрии полагают, что уже к середине 2000-х гг. его удалось избавить от судьбы города-завода, моногорода, известного лишь своими производствами. В Екатеринбурге развились торговля и сфера услуг, рост доходов привлек крупные компании федерального и мирового уровня. Именно диверсификация городской жизни позволила пережить кризис: когда одни отрасли подкашивало отсутствие спроса (например, на сырье), другие, как торговля и связь, оставались жизнеспособными. В итоге общий уровень жизни упал не так резко, как в Перми и Челябинске, которые, стартовав из одной с Екатеринбургом позиции в 90-е гг., выбрали другой путь — поддержку промышленного производства.
Чтобы обезопасить бюджет от угроз в будущем, администрация города продолжает ставить на разнообразие. По замыслу, отраженному в генплане, Екатеринбург расширит свою «кормовую базу» — будет искать все новые денежные источники. Пространство для поисков — федеральный бюджет, новые сферы бизнеса, прямые переговоры с иностранными компаниями, совместные наукоемкие предприятия и т. д. Екатеринбург за счет разносторонне развитой инфраструктуры, от транспортной и коммунальной до информационной и образовательной, должен стать еще более мощным, чем сейчас, магнитом для иногородних. Город делают резиновым. Больше жителей — больше жилья, магазинов, услуг, рабочих мест, культурных событий. И денег.
Участники Дискуссионного клуба предложили измерять темпы роста количеством подъемных кранов и свадеб. Чем больше строек, тем очевиднее развитие, а чем спокойнее за свое будущее горожане — тем больше браков. «ДК» предлагает полюбоваться двумя футуристическими панорамами от основных докладчиков.
Большой Екатеринбург + Челябинск
Идея городской агломерации, которая сначала приняла форму проекта «Большой Екатеринбург», меняется. Власти Екатеринбурга столкнулись с недовольством своих коллег из спутников — Березовского, Верхней Пышмы, Арамиля и Среднеуральска, которые хотели включить в городскую черту. Теперь авторы идеи раздумывают, не проще ли развивать строительство, а заодно и логистику вдоль самых популярных федеральных дорог — на запад и на юг, к Перми и Челябинску. Итогом может стать объединение в единую городскую систему Екатеринбурга и Челябинска.
Перспективу обрисовал вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский: уральские города-миллионники больше не конкуренты. Объединившись, они способны создать третий в России, после Москвы и Петербурга, урбанистический центр федерального значения. «Пока все на уровне идеи — но это крупный, серьезный проект агломерации, — рассуждает г-н Высокинский. — Между нами — 200 км трассы, вдоль которой можно строить. Например, на расстоянии 70 км от нас — коттеджные поселки Екатеринбурга, на 70 км от них — челябинские поселки. А между ними — еще не поздно построить огромный аэропортовый терминал, склады, транспортные объекты. Москва в длину тоже 200 км. Если взяться, появится третий федеральный город, точка роста для всей страны».
При таком раскладе проблема малых городов вокруг Екатеринбурга решится автоматически. Впрочем, Григорий Мазаев, главный градостроитель «УралНИИпроекта», утверждает, что планировочной проблемы со спутниками никогда и не было — только вопрос управленческих полномочий. «Большой Екатеринбург как единый комплекс всех городов агломерации проектируется с середины 90-х гг. Это реальность, в которой мы живем уже больше 15 лет. Если мы строим дорогу, идущую из Екатеринбурга, то совершенно точно знаем, куда она приходит в Березовском и зачем она туда приходит», — констатирует он.
Между желанием городов-спутников сохранить самостоятельность и стремлением включить их в состав Екатеринбурга есть компромисс, считает архитектор. Это возможно, если установить зоны совместных интересов. Об их застройке должны договориться все смежные с этими зонами МО. «Скажем, если Березовский разместит на своей южной границе свиноводческую ферму с радиусом санитарной защиты 1,5 км, то Екатеринбург будет лишен возможности строить половину жилого района Пригородный Шарташ. Поэтому совместное регулирование — насущная необходимость», — аргументирует Григорий Мазаев.
В генплане Екатеринбург упоминается как логистический центр, но без конкретики: в документе стоит отсылка к областным и федеральным программам. Фактически же город должен стать гигантским сухим портом. Он вошел в транспортную ось из Юго-Восточной Азии в Европу, основной способ транспортировки предусмотрен через железную дорогу. И здесь, в логистике, — новое пространство для объединения с Челябинском в смысле развития всего региона.
Благодаря своему расположению и инфраструктуре, 200-километровая агломерация будет привлекать максимальный грузооборот, продолжает Александр Высокинский: «Имеет смысл рассмотреть строительство сухого порта для обработки грузов. Это проект на сотни миллионов долларов, он закрепит положение Екатеринбурга как центра снабжения средней части страны». Проведение транспортной линии, которая будет обслуживать весь мир, повлечет и реконструкцию инфраструктуры, и строительство новых трасс и складских терминалов в южном направлении. В мэрии уже прикинули, что всю логистическую инфраструктуру нужно содержать, обслуживать, снабжать, значит, у Екатеринбурга опять есть причина расти.
В сторону Челябинска — в деревню Большое Седельниково — будет вынесена из Екатеринбурга сортировочная железнодорожная станция. «То, что крупнейшая в Европе сортировочная станция находится в городской черте, — наш конкурентный недостаток. Когда мы ее перенесем, будет еще один стимул для развития транспортных терминалов и аэропорта», — заключает г-н Высокинский.
Екатеринбург-Силиконовый
Участники Дискуссионного клуба согласились, что самая перспективная точка роста экономики — сфера ИT. Стремительный взлет отрасли впечатлил даже тех, кто еще пару лет назад считал ее чем-то туманным и сомнительным. (Не секрет, что финансисты, например, настороженно относятся к айтишникам. Они помнят о крахе доткомов, спровоцировавших обвал на западных биржах несколько лет назад.)
По крайней мере, выпускники екатеринбургских вузов годами побеждают на международных соревнованиях по программированию, местные ИT-компании создают программные продукты, продаваемые и в России, и в других странах, в городе есть вполне авторитетное бизнес-сообщество, но о каком-то организованном развитии и перспективах сектора сторонние эксперты заговорили лишь в последний год. Всем вдруг стало ясно, что можно прямо из Екатеринбурга ломать западные рынки. Вероятно, экспертов впечатлило, с какими результатами ИT-отрасль прошла период всеобщего спада. На мнения могла повлиять и власть — расширением программ вроде «Электронного правительства». У компаний есть возможность оцифровать работу официальных структур за счет бюджета, хотя конкурсную систему постоянно критикуют за коррупционность и преференции для федеральных участников.
Екатеринбург всем, кто рассуждает об ИT, теперь хочется видеть «Силиконовой долиной» в миниатюре. Предрекают создание множества компаний, скачкообразный рост оборотов. Дмитрий Калаев, советник министра экономики Свердловской области, называет две причины, по которым ИT-сектор способен стать значимым в экономике города. «Здесь действуют более 100 компаний с численностью сотрудников порядка 1,5 тыс. человек. Причем они не занимаются продажей или сборкой железа. Делают с нуля программный продукт, — описывает он. — ИT интересен, во-первых, потому, что это отрасль с высоким экспортным потенциалом. И для этого экспорта не нужна логистика и таможня. Во-вторых, ИT способен зарабатывать на тиражировании софта. Именно этот путь — тиражирование ПО и услуги, не требующие проектных работ, — дает сектору возможность вырасти очень быстро». Пример роста — компания i-Jet (игры для социальных сетей), бизнес которой, по оценке г-на Калаева, вырос за 2009 г. в 37,5 раз. «В целом же разработчики Екатеринбурга генерировали в прошлом году порядка 2-2,5 млрд руб.», — привел он цифру, которую собеседники тут же назвали заниженной.
Прогноз Дмитрия Калаева: уже к 2015 г. десятикратный рост оборотов екатеринбургских разработчиков — с 2,5 до 25 млрд руб. При этом компании многих не наймут — число айтишников подрастет до 6,5-7 тыс.: «Такую задачу ставит «Уральский ИT-кластер», учредительное собрание которого прошло на днях. Предпосылки есть. В октябре в городе уже открылся первый бизнес-инкубатор для ИT. Правительство области выделяет гранты для начинающих. И примеры роста мы видим».
В последние два года Екатеринбург прошел психологический барьер — проникновение Интернета превысило 50%. Именно это могло спровоцировать и качественный рывок бизнеса ИT-компаний, и смену общественного отношения к ним. Развилось интернет-сообщество, воздействие которого уже переместилось из виртуальности в повседневную жизнь. Через пять лет Екатеринбург, возможно, не станет Силиконовым. Но влияние ИT на его экономику точно возрастет. В генплане об этом есть.
Участники
Марина Андрусь председатель Комитета стратегического планирования администрации г. Екатеринбурга
Андрей Бриль глава уральского отделения Гильдии управляющих и девелоперов, председатель совета директоров «Корин холдинга»
Александр Высокинский вице-мэр Екатеринбурга
Дмитрий Калаев советник министра экономики Свердловской области по ИT-технологиям
Григорий Мазаев главный градостроитель «УралНИИпроекта», членкор Российской Академии архитектурных и строительных наук
Дмитрий Мельник заместитель проректора УрФУ по стратегическому планированию
Андрей Расторгуев начальник отдела информационной политики УрГУ
Бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий в последний день перед отставкой подписал скорректированный и дополненный генплан развития города до 2020 г. Документ около года обновляли: утверждают, что рабочие и экспертные группы за это время собирались около 6 тыс. раз. «ДК», ознакомившись с документом и оценив наиболее перспективные точки роста, собрал Дискуссионный клуб на тему будущего Екатеринбурга.
Стержневая идея городских властей — сделать Екатеринбург центром притяжения ресурсов. В мэрии полагают, что уже к середине 2000-х гг. его удалось избавить от судьбы города-завода, моногорода, известного лишь своими производствами. В Екатеринбурге развились торговля и сфера услуг, рост доходов привлек крупные компании федерального и мирового уровня. Именно диверсификация городской жизни позволила пережить кризис: когда одни отрасли подкашивало отсутствие спроса (например, на сырье), другие, как торговля и связь, оставались жизнеспособными. В итоге общий уровень жизни упал не так резко, как в Перми и Челябинске, которые, стартовав из одной с Екатеринбургом позиции в 90-е гг., выбрали другой путь — поддержку промышленного производства.
Чтобы обезопасить бюджет от угроз в будущем, администрация города продолжает ставить на разнообразие. По замыслу, отраженному в генплане, Екатеринбург расширит свою «кормовую базу» — будет искать все новые денежные источники. Пространство для поисков — федеральный бюджет, новые сферы бизнеса, прямые переговоры с иностранными компаниями, совместные наукоемкие предприятия и т. д. Екатеринбург за счет разносторонне развитой инфраструктуры, от транспортной и коммунальной до информационной и образовательной, должен стать еще более мощным, чем сейчас, магнитом для иногородних. Город делают резиновым. Больше жителей — больше жилья, магазинов, услуг, рабочих мест, культурных событий. И денег.
Участники Дискуссионного клуба предложили измерять темпы роста количеством подъемных кранов и свадеб. Чем больше строек, тем очевиднее развитие, а чем спокойнее за свое будущее горожане — тем больше браков. «ДК» предлагает полюбоваться двумя футуристическими панорамами от основных докладчиков.
Большой Екатеринбург + Челябинск
Идея городской агломерации, которая сначала приняла форму проекта «Большой Екатеринбург», меняется. Власти Екатеринбурга столкнулись с недовольством своих коллег из спутников — Березовского, Верхней Пышмы, Арамиля и Среднеуральска, которые хотели включить в городскую черту. Теперь авторы идеи раздумывают, не проще ли развивать строительство, а заодно и логистику вдоль самых популярных федеральных дорог — на запад и на юг, к Перми и Челябинску. Итогом может стать объединение в единую городскую систему Екатеринбурга и Челябинска.
Перспективу обрисовал вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский: уральские города-миллионники больше не конкуренты. Объединившись, они способны создать третий в России, после Москвы и Петербурга, урбанистический центр федерального значения. «Пока все на уровне идеи — но это крупный, серьезный проект агломерации, — рассуждает г-н Высокинский. — Между нами — 200 км трассы, вдоль которой можно строить. Например, на расстоянии 70 км от нас — коттеджные поселки Екатеринбурга, на 70 км от них — челябинские поселки. А между ними — еще не поздно построить огромный аэропортовый терминал, склады, транспортные объекты. Москва в длину тоже 200 км. Если взяться, появится третий федеральный город, точка роста для всей страны».
При таком раскладе проблема малых городов вокруг Екатеринбурга решится автоматически. Впрочем, Григорий Мазаев, главный градостроитель «УралНИИпроекта», утверждает, что планировочной проблемы со спутниками никогда и не было — только вопрос управленческих полномочий. «Большой Екатеринбург как единый комплекс всех городов агломерации проектируется с середины 90-х гг. Это реальность, в которой мы живем уже больше 15 лет. Если мы строим дорогу, идущую из Екатеринбурга, то совершенно точно знаем, куда она приходит в Березовском и зачем она туда приходит», — констатирует он.
Между желанием городов-спутников сохранить самостоятельность и стремлением включить их в состав Екатеринбурга есть компромисс, считает архитектор. Это возможно, если установить зоны совместных интересов. Об их застройке должны договориться все смежные с этими зонами МО. «Скажем, если Березовский разместит на своей южной границе свиноводческую ферму с радиусом санитарной защиты 1,5 км, то Екатеринбург будет лишен возможности строить половину жилого района Пригородный Шарташ. Поэтому совместное регулирование — насущная необходимость», — аргументирует Григорий Мазаев.
В генплане Екатеринбург упоминается как логистический центр, но без конкретики: в документе стоит отсылка к областным и федеральным программам. Фактически же город должен стать гигантским сухим портом. Он вошел в транспортную ось из Юго-Восточной Азии в Европу, основной способ транспортировки предусмотрен через железную дорогу. И здесь, в логистике, — новое пространство для объединения с Челябинском в смысле развития всего региона.
Благодаря своему расположению и инфраструктуре, 200-километровая агломерация будет привлекать максимальный грузооборот, продолжает Александр Высокинский: «Имеет смысл рассмотреть строительство сухого порта для обработки грузов. Это проект на сотни миллионов долларов, он закрепит положение Екатеринбурга как центра снабжения средней части страны». Проведение транспортной линии, которая будет обслуживать весь мир, повлечет и реконструкцию инфраструктуры, и строительство новых трасс и складских терминалов в южном направлении. В мэрии уже прикинули, что всю логистическую инфраструктуру нужно содержать, обслуживать, снабжать, значит, у Екатеринбурга опять есть причина расти.
В сторону Челябинска — в деревню Большое Седельниково — будет вынесена из Екатеринбурга сортировочная железнодорожная станция. «То, что крупнейшая в Европе сортировочная станция находится в городской черте, — наш конкурентный недостаток. Когда мы ее перенесем, будет еще один стимул для развития транспортных терминалов и аэропорта», — заключает г-н Высокинский.
Екатеринбург-Силиконовый
Участники Дискуссионного клуба согласились, что самая перспективная точка роста экономики — сфера ИT. Стремительный взлет отрасли впечатлил даже тех, кто еще пару лет назад считал ее чем-то туманным и сомнительным. (Не секрет, что финансисты, например, настороженно относятся к айтишникам. Они помнят о крахе доткомов, спровоцировавших обвал на западных биржах несколько лет назад.)
По крайней мере, выпускники екатеринбургских вузов годами побеждают на международных соревнованиях по программированию, местные ИT-компании создают программные продукты, продаваемые и в России, и в других странах, в городе есть вполне авторитетное бизнес-сообщество, но о каком-то организованном развитии и перспективах сектора сторонние эксперты заговорили лишь в последний год. Всем вдруг стало ясно, что можно прямо из Екатеринбурга ломать западные рынки. Вероятно, экспертов впечатлило, с какими результатами ИT-отрасль прошла период всеобщего спада. На мнения могла повлиять и власть — расширением программ вроде «Электронного правительства». У компаний есть возможность оцифровать работу официальных структур за счет бюджета, хотя конкурсную систему постоянно критикуют за коррупционность и преференции для федеральных участников.
Екатеринбург всем, кто рассуждает об ИT, теперь хочется видеть «Силиконовой долиной» в миниатюре. Предрекают создание множества компаний, скачкообразный рост оборотов. Дмитрий Калаев, советник министра экономики Свердловской области, называет две причины, по которым ИT-сектор способен стать значимым в экономике города. «Здесь действуют более 100 компаний с численностью сотрудников порядка 1,5 тыс. человек. Причем они не занимаются продажей или сборкой железа. Делают с нуля программный продукт, — описывает он. — ИT интересен, во-первых, потому, что это отрасль с высоким экспортным потенциалом. И для этого экспорта не нужна логистика и таможня. Во-вторых, ИT способен зарабатывать на тиражировании софта. Именно этот путь — тиражирование ПО и услуги, не требующие проектных работ, — дает сектору возможность вырасти очень быстро». Пример роста — компания i-Jet (игры для социальных сетей), бизнес которой, по оценке г-на Калаева, вырос за 2009 г. в 37,5 раз. «В целом же разработчики Екатеринбурга генерировали в прошлом году порядка 2-2,5 млрд руб.», — привел он цифру, которую собеседники тут же назвали заниженной.
Прогноз Дмитрия Калаева: уже к 2015 г. десятикратный рост оборотов екатеринбургских разработчиков — с 2,5 до 25 млрд руб. При этом компании многих не наймут — число айтишников подрастет до 6,5-7 тыс.: «Такую задачу ставит «Уральский ИT-кластер», учредительное собрание которого прошло на днях. Предпосылки есть. В октябре в городе уже открылся первый бизнес-инкубатор для ИT. Правительство области выделяет гранты для начинающих. И примеры роста мы видим».
В последние два года Екатеринбург прошел психологический барьер — проникновение Интернета превысило 50%. Именно это могло спровоцировать и качественный рывок бизнеса ИT-компаний, и смену общественного отношения к ним. Развилось интернет-сообщество, воздействие которого уже переместилось из виртуальности в повседневную жизнь. Через пять лет Екатеринбург, возможно, не станет Силиконовым. Но влияние ИT на его экономику точно возрастет. В генплане об этом есть.
Участники
Марина Андрусь председатель Комитета стратегического планирования администрации г. Екатеринбурга
Андрей Бриль глава уральского отделения Гильдии управляющих и девелоперов, председатель совета директоров «Корин холдинга»
Александр Высокинский вице-мэр Екатеринбурга
Дмитрий Калаев советник министра экономики Свердловской области по ИT-технологиям
Григорий Мазаев главный градостроитель «УралНИИпроекта», членкор Российской Академии архитектурных и строительных наук
Дмитрий Мельник заместитель проректора УрФУ по стратегическому планированию
Андрей Расторгуев начальник отдела информационной политики УрГУ