Герман Греф: «Я банкам не верю, потому что знаю, что банк на мне зарабатывает»
Журнал Global Finance назвал Сбербанк лучшим банком в России по результатам исследования лучших банков Центральной и Восточной Европы. Что помогло банку добиться таких результатов?
С 2007 года Сбербанк находится под управлением Германа Грефа. Выбранная им стратегия и совершенствование сервисов позволили банку называть себя конкурентоспособным. DK.RU собрал меткие высказывания Германа Грефа с различных конференций о работе, персонале, инновациях и немного о личном.
— Кризис — это всегда результат плохого менеджмента. Если печёнка пошаливает, значит, вы там злоупотребляли немножко (Выступление на Петербургском международном экономическом форуме).
— Способствует ли чистка зубов профилактике кариеса? Да, способствует. С мозгами у нас проблем нет, у нас проблемы с действиями (Выступление на Петербургском международном экономическом форуме).
— У нас слишком низкий пенсионный возраст. У меня язык не поворачивается назвать людей в 55-60 лет пожилыми (Экономическая конференция ВШЭ).
— Нельзя передавать власть в руки населения, поскольку как только люди поймут основу своего «я», управлять ими, манипулировать станет чрезвычайно тяжело (Выступление на Петербургском международном экономическом форуме).
— Закон не запрещает мне быть предпринимателем, я по ночам подрабатываю (Сессия Сбербанка России).
— Прошу не путать тех, кто в кэше, и тех, кто счастлив. Чем больше денег, тем больше проблем (Лекция для студентов и преподавателей ВШЭ).
— Что лежит в основе успешных организаций в мире? Какая самая успешная организация, которая просуществовала 1000 лет? Католическая и православная церковь. В ее основе лежит набор ценностей, которые разделяются всеми членами. Люди считают [своим] ценностный ряд, который исповедуется церковью и создает мощную скрепляющую основу (Лекция для студентов и преподавателей ВШЭ).
— Когда я только пришел в «Сбер», одна из сотрудниц, которая работает тут 12 лет, говорит: «Вы начитались учебников, и пытаетесь на нас экспериментировать?» Я ответил: «Знаете, в чем отличие между нами? Я прочитал их, ушел от них и опять к ним вернулся, а вы еще нет» (Лекция для студентов и преподавателей ВШЭ).
— Если бы меня спросили, что нужно делать в вузе, то я бы сказал, что нужно понять, как устроена практика. Студенты меня спрашивают, в чем разница между теорией и практикой? Теоретически, разницы никакой, практически — разница 100% (Лекция для студентов и преподавателей ВШЭ).
— 2018 год — электоральный. Будет новый президент, новое правительство («Ведомости»).
— Мы [Россия] лучше, чем о нас думают! (Выступление на Давосском форуме).
— Если честно, я не верю в чудеса, не верю в Деда Мороза. Я пишу записки сам себе. Если мне что-то хочется, я соизмеряю затраты с тем, что у меня есть. Я с детства привык к тому, что Дед Мороз — я сам (Горячая линия с сотрудниками территориальных отделений Сбербанка).
— Без конкуренции забудьте слово «инновации». Если инновации начинаются от государства, можете расслабиться — ничего не получится («Банки.ру»).
— Нужно, конечно, очень большое внимание обратить на образование. Кому не повезло, кто закончил учиться в школе и в детском саду — надо заниматься self-education (самообразованием, прим.ред.). Всем нам вместе взятым нужно очень сильно задуматься о своих детях и стараться создать другую систему образования. Потому то, что мы имеем сейчас — это старая система образования, которая абсолютно неконкурентоспособна (РИА «Новости»).
— Спрос на низкоквалифицированный труд будет очень быстро снижаться. Так, например, в 2008 году 26% всех рабочих мест в России обслуживали низкоквалифицированные специалисты. Однако уже к 2025 их останется всего 18%. То есть рынок труда за ненадобностью просто избавится от 8% таких вакансий (Выступление на XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества).
— Помните, ещё Гёте сказал, что в академии обучают слишком многим бесполезным вещам? Так вот у нас это проблема актуальная по сей день. Мы всё время говорим и оправдываемся тем, что обучаем не тех профессионалов, которые востребованы рынком, а всего лишь готовим универсальных специалистов, неких учёных, которые потом смогут спокойно приспособить свои знания в любой области — от космоса до канализации в зависимости от того, что потребуется в жизни. К сожалению, такой подход оказался неоправданным. Жизнь демонстрирует крайнюю неэффективность такой системы. Здесь надо признать, что это не только российская проблема. Это глобальная проблема всего мирового образования — его непрактичность, наличие слишком многих ненужных знаний и отсутствие реальных навыков (Выступление на XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества).
— На самом деле, нет никакой конкуренции товаров, продуктов или услуг. Есть конкуренция моделей управления. И это главный вывод (Выступление по итогам посещения Стэнфорда и Кремниевой долины).
— В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят (Выступление по итогам посещения Стэнфорда и Кремниевой долины).
— Ни одна крупная компания не имеет шансов выжить в случае, если она не трансформирует свою модель управления (Выступление по итогам посещения Стэнфорда и Кремниевой долины).
— Если ты не владеешь в деталях технологиями, то ты превращаешься в такого, знаете, спикера-клоуна, дежурного презентатора. Это ни у кого не вызывает ни впечатления, ни уважения (Выступление по итогам посещения Стэнфорда и Кремниевой долины).
— Я банкам не верю, потому что я знаю, что банк на мне зарабатывает; и иногда они могут мне что-то вовремя не подсказать, чтобы я что-то пропустил, чтобы там какие-то penalties были начислены и т. д., чтобы я допустил просрочку по погашению овердрафтного кредита и т. д., потому что им это выгодно — а эти ребята точно стоят на моей позиции. И вот это очень важная история — резко повысить доверие со стороны клиентов (Выступление по итогам посещения Стэнфорда и Кремниевой долины).
— Жизненный успех — это соотношение удачно принятых, то есть правильных, решений к общему количеству решений, которые вы принимаете в своей жизни. И это не имеет ничего общего с бизнесом, это имеет общее с вашей жизнью (Выступление по итогам посещения Стэнфорда и Кремниевой долины).
— Без английского никуда (Выступление по итогам посещения Стэнфорда и Кремниевой долины).
— Перемены — это не наказание и не испытание, а удовольствие, и нужно, наверное, научиться переживать их как большое приключение. И играть в них (Выступление по итогам посещения Стэнфорда и Кремниевой долины).