Глен Коллини, Dentons Europe: «До кризиса 2008 г. я был настоящим трудоголиком»
Глен Коллини — американский юрист, который более 15 лет живет в России и делится профессиональными секретами с молодыми юристами. Его имидж — прагматик, не бросающий слов на ветер.
Правила Глена Коллини, партнера юридической фирмы Dentons Europe — в Екатеринбурге сотрудничает с «ЭНСО», «ЛЕВЪ» и другими юридическими компаниями.
1. Коммерческих сделок без рисков не бывает — ни в России, ни в других странах. Моя главная задача — найти, где таится подвох, объяснить клиенту, в чем суть, и предложить решение проблемы. Меня удивляет, что некоторые юристы и адвокаты отговаривают своих доверителей от сделок под предлогом, что риски чересчур велики. Они идут по пути наименьшего сопротивления, но убить сделку гораздо легче, чем исправить ее и довести до завершения. Тот, кто ищет идеальных условий, понапрасну теряет время.
2. Всегда стараюсь наладить дружеские отношения с коллегами и клиентами. Если я выполняю работу для какой-то фирмы, мой клиент — не фирма, а человек, с которым я обсуждаю дела.
3. Предпочитаю, чтобы коллеги обращались ко мне по имени и на «ты» — это американский стиль. На мой взгляд, он помогает сократить дистанцию. Важно, чтобы молодые юристы чувствовали себя комфортно в обществе более опытных коллег — только в этом случае они не будут бояться спрашивать. Ведь одна из главных задач старшего поколения — научить, передать свой опыт.
4. Юрист (даже молодой специалист) должен общаться с клиентом напрямую. В крупных фирмах принято, чтобы юрист сдавал свою работу партнеру, а уже тот — клиенту. Я против такого порядка, даже если квалификация молодого юриста уступает опыту его старших коллег. Помощь, конечно, необходима — нельзя просто взять и бросить новичка «в воду». Но на переговорах с клиентом он быстрее понимает суть профессии. Ему становится ясно, что судьба большой сделки может зависеть от одного абзаца, одного слова, а иногда — и от запятой.
5. Работа на износ никого до добра не доводила. Даже если я с головой погружен в дела, всегда выкраиваю время для отдыха. До кризиса 2008 г. я был настоящим трудоголиком — работал по 12-15 часов в сутки, в том числе по выходным и даже во время отпуска. От переутомления спасал принцип: тяжелая работа невозможна без хорошего отдыха. Для меня это театры, выставки, концерты, экскурсии и путешествия. Много лет назад дела привели меня в Одессу — график был очень плотный, но я выкроил два часа, чтобы посетить местный археологический музей, где выставлены уникальные скифо-греческие артефакты. Я смог отдохнуть, получил новое знание — его не было бы, если бы я замкнулся на своих контрактах. Но работа не пострадала — ее качество только повысилось, ибо с новыми силами и мыслями дела идут быстрее.
6. Когда речь идет о крупных сделках, выбор более дешевых юридических услуг — не всегда лучший. В этом случае клиент лишает себя многих преимуществ. Например, работы с опытными юристами, хорошо знающими клиента, его стандарты и требования (по опыту предыдущих сделок). Зачастую это порождает новые проблемы, решать которые намного дороже и сложнее. Не говоря о том, что в ряде случаев экономия незначительна.
7. Я против того, чтобы юрист, который со мной работает, поддерживал мое мнение только потому, что я — руководитель, а он — подчиненный. Если я допускаю ошибку, нужно, чтобы мне об этом сказали. Тогда обучение становится обоюдным: я помогаю молодому юристу, он — мне.
8. Правильное решение не придет, если ты с головой не погрузился в работу. О проблемах своих клиентов я думаю постоянно — в машине, в душе или когда завтракаю. Чтобы сделка состоялась, нужно много раз все проверить и перепроверить. Но это не значит, что я — перфекционист.
9. Я держусь подальше от коррупционных судебных процессов. К сожалению, в России такая практика еще существует. Помню случай, когда в нашу фирму обратился французский бизнесмен, у которого было несколько судебных споров. Он настаивал, что в российских судах исход дела определяют не юристы, а толщина конверта, который «заносят в кабинеты». И предложил нам в этом участвовать. Мы отказались, он нашел других исполнителей и в первой инстанции процесс выиграл. Но потом была апелляция, и, как я предполагаю, конвертов понадобилось намного больше. Он отказался платить и остался ни с чем.
10. Юрист должен высоко себя ценить и уважать. Иначе он не сможет говорить с клиентом на равных, и тот решит, что специалист недостаточно уверен в себе. Высокая самооценка — подходящий имидж для квалифицированного юриста.