«Глобальный офис»: перезагрузка
Внедрение SaaS-решений, в том числе организация бизнес-процессов по принципу «глобального офиса», все больше интересует представителей различных сегментов рынка. Вот почему «ДК» вновь обратился к э
Внедрение SaaS-решений, в том числе организация бизнес-процессов по принципу «глобального офиса», все больше интересует представителей различных сегментов рынка. Вот почему «ДК» вновь обратился к этой теме в формате Дискуссионного клуба. Участники круглого стола рассказали о том, что «облачные технологии» — это закономерный этап в развитии ИТ в целом и будущее уже только за ними.
Участники
Денис Базин исполнительный директор «Адванта Групп»
Инна Бзарова коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС Урал»
Петр Васильев менеджер по работе с партнерами регионального представительства Microsoft в УрФО
Дмитрий Вострецов директор по маркетингу SkyDNS
Сергей Дядичев коммерческий директор региона Урал компании «Энфорта» (ООО «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ»)
Александр Касимов начальник отдела ИТ Уральского филиала Райффайзенбанка
Дмитрий Мельниченко заместитель директора департамента по работе с корпоративным сегментом Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком»
Николай Петелин заместитель председателя правления Банка24.ру
В широком смысле «глобальный офис» — это комплекс решений, направленных на виртуализацию бизнес-процессов. Например, руководитель получает возможность управлять компанией в режиме удаленного доступа независимо от географического местонахождения (особенно это актуально в случае с развитой филиальной сетью). «Глобальный офис» призван также оптимизировать расходы предприятия: ряд функций передается на аутсорсинг, сервисы развертываются на сторонних серверах, что позволяет отказаться от собственной ИТ-инфраструктуры и сократить расходы на обслуживание. Для малого бизнеса «облака» дают возможность использовать сервисы, которые ранее были недоступны в дорогостоящих стационарных версиях.
От частного — к общему
В зачаточном состоянии принципы «глобального офиса» внедрялись в бизнес по мере развития информационных технологий. Сначала — электронная почта, чаты и коммуникаторы, затем — аудио- и видеотелефония и страницы в социальных сетях. Эти сервисы были бесплатными и поставлялись различными производителями софта. Комплексные решения появились в России несколько лет назад, их пользователями стали крупные предприятия. Ведущие ИТ-компании создавали SaaS-решения в индивидуальном порядке — в соответствии с требованиями заказчиков и спецификой бизнес-процессов. Малый и средний бизнес не мог инвестировать в ИТ значительные суммы, поэтому появились типовые пакеты, которые включали в себя готовый набор сервисов. Типовые решения стали доступными по цене и показали эффективность уже на первых этапах внедрения. После того как появились сервисы онлайн-бухгалтерии, «облачные технологии» взял на вооружение и так называемый микробизнес, более всего заинтересованный в минимизации расходов.
По мере распространения SaaS в малых предприятиях крупные компании, которые ранее решали задачи автоматизации бизнес-процессов собственными силами или вообще избегали виртуализации в силу консерватизма управляющего звена, также обратили внимание на типовые решения. «В июне 2011 г. в России был запущен Microsoft Office 365. Это продукт, разработанный для бизнеса любого масштаба — доступный по цене на внедрение и обслуживание, простой в эксплуатации, включающий в себя набор типовых сервисов, — рассказал Петр Васильев, менеджер по работе с партнерами регионального представительства Microsoft в УрФО. — Разные компании решают разные задачи. Одни — получили возможность минимизировать расходы: оказалось, что отдать на аутсорсинг некоторые функции — надежнее и дешевле, чем выполнять их самостоятельно. Другие — не имели опыта работы с «облаками» и решили пойти на эксперимент, воспользовавшись недорогим продуктом». Пройдет еще 3-5 лет, уверены эксперты, и «глобальный офис» станет правилом хорошего тона для ведения бизнеса. Взаимодействие производителей ПО с операторами связи дополнительно простимулирует распространение SaaS-решений.
Партнерство, продиктованное рынком
Разработчики программного обеспечения в России, как правило, работают в партнерстве с операторами связи и предлагают совместные решения — такое условие диктует сам рынок. Дмитрий Мельниченко, заместитель директора департамента по работе с корпоративным сегментом Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком», отметил, что существует два типа клиентов: «Первым необходим качественный интернет-канал — доступный, надежный, бесперебойный. Это компании, которые имеют в своем арсенале собственные серверы, программное обеспечение, Центр обработки данных (ЦОД) и т. д. Вторые хотят получить комплексное решение — за ними будущее». Инна Бзарова, коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС Урал», поддержала коллегу: «Потребитель заинтересован работать с одним игроком и получать продукт комплексно. При возникновении нештатной ситуации он всегда знает, куда следует обратиться и кто несет ответственность. Такой подход позволяет эффективно использовать денежные и временные ресурсы».
Г-н Васильев рассказал, как оператор связи выстраивает работу с производителем ПО: «У оператора есть собственный ЦОД, в котором он разворачивает SaaS-продукты стороннего разработчика и сдает их в аренду своим клиентам. Клиенту не нужно думать об отказоустойчивости, надежности, стоимости, безопасности инфраструктуры — за него это делает поставщик. Естественно, он несет и полную ответственность».
Другое преимущество при выборе комплексных продуктов — четко определенная стоимость. «При индивидуальном подходе ценовая политика зависит от объема потенциальных доходов, которые принесет клиент, а также от запросов и потребностей заказчика. Плюсом к этому — расходы, связанные с привлечением к проекту разработчиков ПО. В итоге, если окончательная стоимость превышает заложенный клиентом бюджет, приходится отказываться от некоторых сервисов — конечно, такие компромиссные варианты не идут на пользу проекту. Готовые коробочные продукты для малого и среднего бизнеса имеют фиксированный ценник. На сайте поставщика вы всегда найдете информацию о стоимости и о том, какие сервисы в эту стоимость заложены», — пояснила г-жа Бзарова.
Сервис как конкурентное преимущество
Приглашенные участники Дискуссионного клуба — поставщики и разработчики SaaS-решений — поделились опытом и рассказали о своих услугах в рамках «глобального офиса». По их словам, многие сервисы могут выступать конкурентным преимуществом компаний.
Так, г-н Мельниченко сообщил о том, что «Ростелеком» поставляет клиентам, в частности, сервисы для ведения бухгалтерской отчетности, прихода-расхода склада ТМЦ, организации веб-конференций, а также услуги MS Hosted Exchange, MS SharePoint: «Данные решения лежат на удаленном сервере, при этом канал является защищенным от несанкционированных входов — вам не придется тратить деньги на собственное оборудование и персонал. Среди преимуществ я бы выделил следующие. Во-первых, возможность экономить на стоимости дорогостоящего оборудования, программного обеспечения и технической поддержке. Во-вторых, нулевые капитальные затраты — вместо этого определенная ежемесячная плата. В-третьих, быстрота внедрения, обусловленная отсутствием затрат времени на развертывание системы. Сервисы просты в использовании: например, чтобы организовать веб-конференцию (принять участие в ней могут до 1000 человек одновременно!), вам не понадобится иметь специальные навыки, оборудование и программное обеспечение».
Денис Базин, исполнительный директор «Адванта Групп», отметил, что их компания создает портальные решения, ориентированные на управление проектами или портфелем проектов. Основными заказчиками выступают госорганы, банки, строительные и промышленные организации. «Мы разрабатываем решения с точки зрения стратегии компаний и ее проектов — связываем людей не просто для проведения совещаний, а для участия в реализации задач по воплощению стратегии компании», — уточнил г-н Базин. За плечами предприятия успешные проекты автоматизации управления инвестиционной программой Уралвагонзавода и создания «электронного проектного офиса» правительства Свердловской области — портала U2020.RU. «Изначально мы работали как поставщики индивидуальных решений, в настоящее время подошли к модели коробочных продаж. Наши основные продукты — коробка «Управление портфелем проектов» и коробка «Управление холдинговой компанией». Появляются и другие отраслевые решения: руководство строительством, проектами ИТ, проектами банка и т. д.», — добавил эксперт.
Компания «Энфорта» предлагает бизнесу приложение, позволяющее управлять потоками сети Интернет, классифицировать их, проводить анализ и фильтровать. «Мы предоставляем возможность контроля и модерации работы каждого сотрудника. Наличие статистических отчетов и персонификации трафика позволяет понять, кто именно из сотрудников нецелевым образом тратит рабочее время, сколько времени проводит на том или ином ресурсе. Наша услуга обеспечивает блокировку доступа к нецелевому трафику, что экономит время и деньги организации, — рассказал Сергей Дядичев, коммерческий директор региона Урал компании «Энфорта» (ООО «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ»). — Также мы предоставляем услуги телефонии — организацию собственной офисной связи с использованием удобных сервисов, таких как конференц-связь, голосовая почта, запись разговоров, удобные короткие номера и многое другое, без затрат на дорогостоящее оборудование и габаритные офисные АТС».
Компания SkyDNS предоставляет «облачный» сервис по безопасной работе в Сети. «Сейчас существует множество различных устройств и программных продуктов от разных производителей, которые работают с Интернетом, — пояснил Дмитрий Вострецов, директор по маркетингу SkyDNS. — Наш сервис может обеспечить их безопасность независимо от марки и конфигурации. Он позволяет контролировать пользователей, ограничивать доступ к сайтам и т. д.».
МТС разделяет сервисы для удаленного управления на три группы: навигационные решения (управление ресурсами — людьми, транспортом, расходом топлива), почтовые решения (удаленный доступ к корпоративной почте, порталам) и коммуникационные (отправка заявок и получение отчетов посредством SMS, хранение истории переписки). По словам Инны Бзаровой, главный принцип компании — соблюдение требований информационной безопасности.
Подводные камни и глобализация
При всех видимых плюсах есть и подводные камни, о которых не стоит забывать. Как заметил Александр Касимов, начальник отдела ИТ Уральского филиала Райффайзенбанка, существует определенная зависимость от провайдера: «При переходе к другому оператору связи компания может столкнуться с тем, что новый провайдер не поддерживает сервисы, стратегически необходимые для организации бизнес-процессов». Участники Дискуссионного клуба согласились с этим тезисом и сошлись во мнении, что, выбирая сервисы, стоит отдавать предпочтение тем, которые поддерживаются большинством операторов связи.
Г-н Касимов также заострил внимание на том, что в настоящее время не все профильные услуги можно передать на аутсорсинг. Например, банковская деятельность четко регламентирована законодательными актами, в том числе законом о защите персональных данных. В результате ИТ-инфраструктура банка находится преимущественно в зоне ответственности самого финансового учреждения, и продиктована эта мера стремлением защитить персональные данные клиентов. Николай Петелин, заместитель председателя правления Банка24.ру, в свою очередь добавил, что это не повод для отказа от использования SaaS-решений: в «облака» может перейти то, что не связано с коммерческой деятельностью банка. «Глобальный офис» играет большую роль в банковской сфере — это возможность проведения онлайн-конференций с представителями филиалов из разных городов и регионов, создание портальных решений для сотрудников организации, проведение онлайн-собеседований и многое другое. Посчитайте, например, сколько можно сэкономить на командировках. Если брать работу банка с клиентами, то нельзя не отметить, что в последнее время телефонные звонки стали раздражающим фактором, негативно влияющим на лояльность. Поэтому все больший вес стала приобретать работа с клиентами в Интернете — информирование о новых продуктах, проведение опросов и т. д.», — пояснил г-н Петелин.
Как отметили участники встречи, проблемой все еще остается бесперебойность работы сети Интернет. Нередко «падение» канала может остановить деятельность целого предприятия. Однако в ближайшее время эта проблема будет решена, определенную роль здесь сыграет глобализация на рынке услуг связи. «Локальных операторов будет становиться все меньше — они войдут в состав крупнейших корпораций. Это закономерный этап в развитии бизнеса. Потребители не пострадают, напротив, сети будут модернизироваться, скорости расти, а проблема «разрывов» сойдет на нет», — считает г-жа Бзарова. Пока же предпринимателям рекомендуют предусмотреть подключение резервных линий.
Бизнес — за равные возможности
Подводя итоги, участники Дискуссионного клуба констатировали, что с момента проведения последней встречи, т. е. в течение полугода, бизнес еще больше активизировался в направлении «глобального офиса». Это произошло, в частности, под влиянием успешных внедрений и благодаря выводу на рынок новых «облачных» продуктов.
Говоря о проникновении SaaS в российский бизнес, эксперты не сомневаются, что «глобальный офис» востребован и в малых, и в крупных предприятиях, а его массовое распространение — лишь вопрос времени. «Если рассматривать развитие информационных технологий в целом, то на первом этапе (1960-е — конец 1980-х гг.) вычислительная техника — громоздкие мэйнфрэймы — использовалась только крупными компаниями и госструктурами, для малых предприятий они были недоступны — не только по цене, но и потому, что требовали больших площадей для размещения. Второй этап — это развитие микропроцессорной техники. Сейчас малый бизнес может закупить компьютеры, но полностью реализовать потенциал программного обеспечения могут опять же лишь крупные игроки. «Облачные технологии» — это третий этап, и будущее уже только за ними. «Облака» уравнивают малый и крупный бизнес в возможностях: разрыва, который наблюдался между ними в течение десятилетий, уже больше не будет. Мировой рынок CRM-систем сегодня на 50% состоит из SaaS-решений, флагманом здесь выступают США. В России уже очень скоро мы увидим колоссальный всплеск активности со стороны бизнеса», — заключил Петр Васильев.
Участники констатировали позитивный опыт проведения подобных дискуссий, отметив, что SaaS-технологии постоянно развиваются, поэтому с каждой новой встречей появляются все новые темы для обсуждения, а главные достижения в сфере «облачных технологий» нас ожидают в будущем.
Денис Базин исполнительный директор «Адванта Групп»
Инна Бзарова коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС Урал»
Петр Васильев менеджер по работе с партнерами регионального представительства Microsoft в УрФО
Дмитрий Вострецов директор по маркетингу SkyDNS
Сергей Дядичев коммерческий директор региона Урал компании «Энфорта» (ООО «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ»)
Александр Касимов начальник отдела ИТ Уральского филиала Райффайзенбанка
Дмитрий Мельниченко заместитель директора департамента по работе с корпоративным сегментом Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком»
Николай Петелин заместитель председателя правления Банка24.ру
В широком смысле «глобальный офис» — это комплекс решений, направленных на виртуализацию бизнес-процессов. Например, руководитель получает возможность управлять компанией в режиме удаленного доступа независимо от географического местонахождения (особенно это актуально в случае с развитой филиальной сетью). «Глобальный офис» призван также оптимизировать расходы предприятия: ряд функций передается на аутсорсинг, сервисы развертываются на сторонних серверах, что позволяет отказаться от собственной ИТ-инфраструктуры и сократить расходы на обслуживание. Для малого бизнеса «облака» дают возможность использовать сервисы, которые ранее были недоступны в дорогостоящих стационарных версиях.
От частного — к общему
В зачаточном состоянии принципы «глобального офиса» внедрялись в бизнес по мере развития информационных технологий. Сначала — электронная почта, чаты и коммуникаторы, затем — аудио- и видеотелефония и страницы в социальных сетях. Эти сервисы были бесплатными и поставлялись различными производителями софта. Комплексные решения появились в России несколько лет назад, их пользователями стали крупные предприятия. Ведущие ИТ-компании создавали SaaS-решения в индивидуальном порядке — в соответствии с требованиями заказчиков и спецификой бизнес-процессов. Малый и средний бизнес не мог инвестировать в ИТ значительные суммы, поэтому появились типовые пакеты, которые включали в себя готовый набор сервисов. Типовые решения стали доступными по цене и показали эффективность уже на первых этапах внедрения. После того как появились сервисы онлайн-бухгалтерии, «облачные технологии» взял на вооружение и так называемый микробизнес, более всего заинтересованный в минимизации расходов.
По мере распространения SaaS в малых предприятиях крупные компании, которые ранее решали задачи автоматизации бизнес-процессов собственными силами или вообще избегали виртуализации в силу консерватизма управляющего звена, также обратили внимание на типовые решения. «В июне 2011 г. в России был запущен Microsoft Office 365. Это продукт, разработанный для бизнеса любого масштаба — доступный по цене на внедрение и обслуживание, простой в эксплуатации, включающий в себя набор типовых сервисов, — рассказал Петр Васильев, менеджер по работе с партнерами регионального представительства Microsoft в УрФО. — Разные компании решают разные задачи. Одни — получили возможность минимизировать расходы: оказалось, что отдать на аутсорсинг некоторые функции — надежнее и дешевле, чем выполнять их самостоятельно. Другие — не имели опыта работы с «облаками» и решили пойти на эксперимент, воспользовавшись недорогим продуктом». Пройдет еще 3-5 лет, уверены эксперты, и «глобальный офис» станет правилом хорошего тона для ведения бизнеса. Взаимодействие производителей ПО с операторами связи дополнительно простимулирует распространение SaaS-решений.
Партнерство, продиктованное рынком
Разработчики программного обеспечения в России, как правило, работают в партнерстве с операторами связи и предлагают совместные решения — такое условие диктует сам рынок. Дмитрий Мельниченко, заместитель директора департамента по работе с корпоративным сегментом Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком», отметил, что существует два типа клиентов: «Первым необходим качественный интернет-канал — доступный, надежный, бесперебойный. Это компании, которые имеют в своем арсенале собственные серверы, программное обеспечение, Центр обработки данных (ЦОД) и т. д. Вторые хотят получить комплексное решение — за ними будущее». Инна Бзарова, коммерческий директор по бизнес-рынку «МТС Урал», поддержала коллегу: «Потребитель заинтересован работать с одним игроком и получать продукт комплексно. При возникновении нештатной ситуации он всегда знает, куда следует обратиться и кто несет ответственность. Такой подход позволяет эффективно использовать денежные и временные ресурсы».
Г-н Васильев рассказал, как оператор связи выстраивает работу с производителем ПО: «У оператора есть собственный ЦОД, в котором он разворачивает SaaS-продукты стороннего разработчика и сдает их в аренду своим клиентам. Клиенту не нужно думать об отказоустойчивости, надежности, стоимости, безопасности инфраструктуры — за него это делает поставщик. Естественно, он несет и полную ответственность».
Другое преимущество при выборе комплексных продуктов — четко определенная стоимость. «При индивидуальном подходе ценовая политика зависит от объема потенциальных доходов, которые принесет клиент, а также от запросов и потребностей заказчика. Плюсом к этому — расходы, связанные с привлечением к проекту разработчиков ПО. В итоге, если окончательная стоимость превышает заложенный клиентом бюджет, приходится отказываться от некоторых сервисов — конечно, такие компромиссные варианты не идут на пользу проекту. Готовые коробочные продукты для малого и среднего бизнеса имеют фиксированный ценник. На сайте поставщика вы всегда найдете информацию о стоимости и о том, какие сервисы в эту стоимость заложены», — пояснила г-жа Бзарова.
Сервис как конкурентное преимущество
Приглашенные участники Дискуссионного клуба — поставщики и разработчики SaaS-решений — поделились опытом и рассказали о своих услугах в рамках «глобального офиса». По их словам, многие сервисы могут выступать конкурентным преимуществом компаний.
Так, г-н Мельниченко сообщил о том, что «Ростелеком» поставляет клиентам, в частности, сервисы для ведения бухгалтерской отчетности, прихода-расхода склада ТМЦ, организации веб-конференций, а также услуги MS Hosted Exchange, MS SharePoint: «Данные решения лежат на удаленном сервере, при этом канал является защищенным от несанкционированных входов — вам не придется тратить деньги на собственное оборудование и персонал. Среди преимуществ я бы выделил следующие. Во-первых, возможность экономить на стоимости дорогостоящего оборудования, программного обеспечения и технической поддержке. Во-вторых, нулевые капитальные затраты — вместо этого определенная ежемесячная плата. В-третьих, быстрота внедрения, обусловленная отсутствием затрат времени на развертывание системы. Сервисы просты в использовании: например, чтобы организовать веб-конференцию (принять участие в ней могут до 1000 человек одновременно!), вам не понадобится иметь специальные навыки, оборудование и программное обеспечение».
Денис Базин, исполнительный директор «Адванта Групп», отметил, что их компания создает портальные решения, ориентированные на управление проектами или портфелем проектов. Основными заказчиками выступают госорганы, банки, строительные и промышленные организации. «Мы разрабатываем решения с точки зрения стратегии компаний и ее проектов — связываем людей не просто для проведения совещаний, а для участия в реализации задач по воплощению стратегии компании», — уточнил г-н Базин. За плечами предприятия успешные проекты автоматизации управления инвестиционной программой Уралвагонзавода и создания «электронного проектного офиса» правительства Свердловской области — портала U2020.RU. «Изначально мы работали как поставщики индивидуальных решений, в настоящее время подошли к модели коробочных продаж. Наши основные продукты — коробка «Управление портфелем проектов» и коробка «Управление холдинговой компанией». Появляются и другие отраслевые решения: руководство строительством, проектами ИТ, проектами банка и т. д.», — добавил эксперт.
Компания «Энфорта» предлагает бизнесу приложение, позволяющее управлять потоками сети Интернет, классифицировать их, проводить анализ и фильтровать. «Мы предоставляем возможность контроля и модерации работы каждого сотрудника. Наличие статистических отчетов и персонификации трафика позволяет понять, кто именно из сотрудников нецелевым образом тратит рабочее время, сколько времени проводит на том или ином ресурсе. Наша услуга обеспечивает блокировку доступа к нецелевому трафику, что экономит время и деньги организации, — рассказал Сергей Дядичев, коммерческий директор региона Урал компании «Энфорта» (ООО «ПРЕСТИЖ-ИНТЕРНЕТ»). — Также мы предоставляем услуги телефонии — организацию собственной офисной связи с использованием удобных сервисов, таких как конференц-связь, голосовая почта, запись разговоров, удобные короткие номера и многое другое, без затрат на дорогостоящее оборудование и габаритные офисные АТС».
Компания SkyDNS предоставляет «облачный» сервис по безопасной работе в Сети. «Сейчас существует множество различных устройств и программных продуктов от разных производителей, которые работают с Интернетом, — пояснил Дмитрий Вострецов, директор по маркетингу SkyDNS. — Наш сервис может обеспечить их безопасность независимо от марки и конфигурации. Он позволяет контролировать пользователей, ограничивать доступ к сайтам и т. д.».
МТС разделяет сервисы для удаленного управления на три группы: навигационные решения (управление ресурсами — людьми, транспортом, расходом топлива), почтовые решения (удаленный доступ к корпоративной почте, порталам) и коммуникационные (отправка заявок и получение отчетов посредством SMS, хранение истории переписки). По словам Инны Бзаровой, главный принцип компании — соблюдение требований информационной безопасности.
Подводные камни и глобализация
При всех видимых плюсах есть и подводные камни, о которых не стоит забывать. Как заметил Александр Касимов, начальник отдела ИТ Уральского филиала Райффайзенбанка, существует определенная зависимость от провайдера: «При переходе к другому оператору связи компания может столкнуться с тем, что новый провайдер не поддерживает сервисы, стратегически необходимые для организации бизнес-процессов». Участники Дискуссионного клуба согласились с этим тезисом и сошлись во мнении, что, выбирая сервисы, стоит отдавать предпочтение тем, которые поддерживаются большинством операторов связи.
Г-н Касимов также заострил внимание на том, что в настоящее время не все профильные услуги можно передать на аутсорсинг. Например, банковская деятельность четко регламентирована законодательными актами, в том числе законом о защите персональных данных. В результате ИТ-инфраструктура банка находится преимущественно в зоне ответственности самого финансового учреждения, и продиктована эта мера стремлением защитить персональные данные клиентов. Николай Петелин, заместитель председателя правления Банка24.ру, в свою очередь добавил, что это не повод для отказа от использования SaaS-решений: в «облака» может перейти то, что не связано с коммерческой деятельностью банка. «Глобальный офис» играет большую роль в банковской сфере — это возможность проведения онлайн-конференций с представителями филиалов из разных городов и регионов, создание портальных решений для сотрудников организации, проведение онлайн-собеседований и многое другое. Посчитайте, например, сколько можно сэкономить на командировках. Если брать работу банка с клиентами, то нельзя не отметить, что в последнее время телефонные звонки стали раздражающим фактором, негативно влияющим на лояльность. Поэтому все больший вес стала приобретать работа с клиентами в Интернете — информирование о новых продуктах, проведение опросов и т. д.», — пояснил г-н Петелин.
Как отметили участники встречи, проблемой все еще остается бесперебойность работы сети Интернет. Нередко «падение» канала может остановить деятельность целого предприятия. Однако в ближайшее время эта проблема будет решена, определенную роль здесь сыграет глобализация на рынке услуг связи. «Локальных операторов будет становиться все меньше — они войдут в состав крупнейших корпораций. Это закономерный этап в развитии бизнеса. Потребители не пострадают, напротив, сети будут модернизироваться, скорости расти, а проблема «разрывов» сойдет на нет», — считает г-жа Бзарова. Пока же предпринимателям рекомендуют предусмотреть подключение резервных линий.
Бизнес — за равные возможности
Подводя итоги, участники Дискуссионного клуба констатировали, что с момента проведения последней встречи, т. е. в течение полугода, бизнес еще больше активизировался в направлении «глобального офиса». Это произошло, в частности, под влиянием успешных внедрений и благодаря выводу на рынок новых «облачных» продуктов.
Говоря о проникновении SaaS в российский бизнес, эксперты не сомневаются, что «глобальный офис» востребован и в малых, и в крупных предприятиях, а его массовое распространение — лишь вопрос времени. «Если рассматривать развитие информационных технологий в целом, то на первом этапе (1960-е — конец 1980-х гг.) вычислительная техника — громоздкие мэйнфрэймы — использовалась только крупными компаниями и госструктурами, для малых предприятий они были недоступны — не только по цене, но и потому, что требовали больших площадей для размещения. Второй этап — это развитие микропроцессорной техники. Сейчас малый бизнес может закупить компьютеры, но полностью реализовать потенциал программного обеспечения могут опять же лишь крупные игроки. «Облачные технологии» — это третий этап, и будущее уже только за ними. «Облака» уравнивают малый и крупный бизнес в возможностях: разрыва, который наблюдался между ними в течение десятилетий, уже больше не будет. Мировой рынок CRM-систем сегодня на 50% состоит из SaaS-решений, флагманом здесь выступают США. В России уже очень скоро мы увидим колоссальный всплеск активности со стороны бизнеса», — заключил Петр Васильев.
Участники констатировали позитивный опыт проведения подобных дискуссий, отметив, что SaaS-технологии постоянно развиваются, поэтому с каждой новой встречей появляются все новые темы для обсуждения, а главные достижения в сфере «облачных технологий» нас ожидают в будущем.