«Год прошел под лозунгом «Без героизма». Многие перестали корчить из себя «достигаторов»
«Конкуренция растет, поток клиентов размывается, привлекать их все сложнее. Здоровым быть модно, но не настолько, чтобы тратить на фитнес последние деньги». Антон Гиренко-Коцуба — об итогах года.
За последние несколько лет количество фитнес-центров в Екатеринбурге выросло в разы, тогда как прирост клиентов составил буквально несколько процентов. Когда людям не хватает денег на еду, затраты на спорт они сокращают в первую очередь, говорит Антон Гиренко-Коцуба, владелец сети фитнес-центров Powerhouse Gym. К тому же, привлекать новых клиентов все сложнее — прямая реклама в фитнес-индустрии умирает, а личный бренд предпринимателя будет играть все большую роль. В интервью DK.RU г-н Гиренко-Коцуба рассказал о трудностях этого года и о том, чего ждет в будущем.
Как прошел год для вас и вашего бизнеса, какие ожидания или опасения подтвердились, а какие нет?
— Не подтвердился доллар по 100 рублей, и слава богу. Но в целом, те негативные настроения, которые были в 2017 году, остались и в этом. Не могу сказать, что они усилились, но появилось ощущение, что с 2016 года все заморозилось — пространство будто замерло и все чего-то ждут.
У меня ничего сверхъестественного за 2018 год не произошло, год прошел под лозунгом «Без героизма». Вижу, что многие перестали корчить из себя «достигаторов». В сегодняшних условиях сохранить имеющееся и остаться на том же финансовом уровне с точки зрения бизнеса — это уже неплохо.
В то же время появилось внутреннее ощущение устроенности, уверенности в своих силах. За последние полтора года я наконец-то пришел в равновесие с самим собой и своим бизнесом. Понял, куда иду, что делаю, выстроил нормальную, стабильную команду: полтора года в компании шли изменения и наконец-то перестройка завершилась. Мне очень нравится, как сейчас работает команда. Наверное, поэтому у меня и происходит переосмысление — все не так плохо, как казалось. Год назад было стойкое ощущение нестабильности, сейчас такого нет.
Чем осознаннее ты делаешь какие-то шаги, тем устойчивее будущее. Я никогда не любил кредиты (терпеть не могу долги) и беру их только при необходимости, четко понимая, что могу их вернуть. Хотя масштабировать бизнес на личные средства сегодня уже практически невозможно, особенно когда он разросся. В Екатеринбурге в 2019 г. мы открываем шестой клуб, есть фитнес-центры в Томске, Казани, Реутове. Бизнес уже немаленький, я понимаю, что мы могли бы расти намного быстрее, как это делают наши конкуренты, но не хочу залезать в долги. Ты начинаешь больше работать, но не зарабатывать, потому что отдаешь деньги кредиторам.
В свое время я для себя сделал выбор, что никому не хочу быть должным, и в бизнесе у меня практически нет долгов. Но это правильно для меня, а для кого-то другого — нет. Я знаю ребят, которые работают по другим схемам, активно кредитуются, «партнерятся» и таким образом масштабируют бизнес, но насколько успешен такой подход сказать трудно. Наверное, я мог бы брать кредиты и иметь партнеров, но пока такого желания не возникает.
Какие факторы влияют на фитнес-индустрию, кроме не растущих доходов людей? Сейчас же модно быть здоровым.
— Модно, но не настолько, чтобы последние деньги тратить на фитнес. Если нет денег на питание, то фитнес — это первое, от чего человек отказывается. Ненормально забирать еду у ребенка, чтобы заниматься спортом.
Денег в стране стало меньше, а компаний больше — конкуренция растет. На рынке фитнес-услуг за последние три года количество клубов выросло в разы — без шуток, в несколько раз. А такого роста числа клиентов нет — прирост буквально на 5%. Конечно, мы вынуждены конкурировать и «доставать» клиента.
Все сложнее и сложнее привлекать клиентов. В фитнесе прямая реклама умирает. Люди на нее не реагируют и даже раздражаются, звонят, пишут с требованием убрать их из рассылки. И я их понимаю: каждая компания, где ты оставляешь телефон, тебя «долбит». Поиск источников донесения информации очень сложен, работает только ненавязчивая, нативная реклама.
Думаю, дальше все большую и большую роль будет играть личный бренд. Пару лет назад я говорил — отделяй себя от бизнеса. Но владелец компании — ее лицо, он вынужден соответствовать тому делу, которым занимается, и значение этого фактора будет расти. В региональном и межрегиональном частном бизнесе необходимо самому формировать интерес к своей компании, если хочешь добиться успеха.
Какие ожидания от следующего года для сферы фитнеса и вашей компании? Как скажется повышение НДС?
— Очевидно, что любое повышение не радует, чего скрывать. Ничего хорошего для бизнеса в этом нет. В следующем году мы открываем большой клуб с бассейном, и я вынужден покупать тренажеры сейчас, так как уверен, что ценник в следующем году вырастет. Понимаю, что государство пытается изыскивать все больше источников дофинансирования, потому придумывает новые «фишки». За последнее время я начал относиться к некоторым вещам как к данности. Чего рвать волосы на голове, если от тебя ничего не зависит? Значит, будем жить в новых реалиях — привыкли же люди к доллару и евро в два раза дороже.
И напоследок — какие личные ожидания от следующего года, планируются ли радикальные перемены?
— Я человек системный, на мой взгляд, только постоянство во всем гарантирует положительный результат. Уезжать никуда не хочу, меня все устраивает.
Год я заканчиваю позитивно, хотя, повторюсь, не могу сказать, что он отличается в лучшую сторону от 2017-го. Наверно, психоэмоциональное состояние лучше. Плюс я выиграл спор, это мотивирует и заставляет чувствовать себя живым. Когда жизнь течет в одном русле и ты ничего не делаешь, чтобы взбодриться, становится скучно.