Годовой отчет: Фондовый рынок стал модным
Рынок профучастников за последний год не претерпел особых изменений. В Екатеринбурге появилась лишь одна федеральная компания, которая положение дел существенно не изменила. Число активных игроков
Рынок профучастников за последний год не претерпел особых изменений. В Екатеринбурге появилась лишь одна федеральная компания, которая положение дел существенно не изменила. Число активных игроков рынка стабильно растет. Через 10-15 лет количество вкладчиков в банках и участников рынка сравняется.
ЭКСПЕРТЫ
Арен Апикян - генеральный директор компании «АльфаКапитал»
Александр Бобков - начальник отдела клиентского бизнеса ИФГ «АккордИнвест»
Виталий Калугин - директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер»
Александр Мецгер - директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания»
Владислав Кочетков - пресс-секретарь ЗАО ИК «ФИНАМ»
Виктор Немихин - директор екатеринбургского филиала «Брокеркредитсервис»
Константин Селянин - директор уральского филиала ИФГ «АккордИнвест»
****************************************************************************************************************************************
Чем Екатеринбург притягивает федеральных игроков?
Становятся ли инвесторы умнее?
Когда начнут расти тарифы ИК?
******************************************************************************************************************************************
Рынок профучастников стабилен
В уральской столице в 2006 г. появилось лишь одно представительство федеральной компании — «ФИНАМ». Как полагают участники рынка, новый игрок на сложившуюся ситуацию значительно не повлиял. «Никакой революции появление любой из федеральных компаний не создает и не создаст. Конечно, происходит перемещение клиентов из числа тех, кто хочет попробовать услугу в новом оформлении, диверсифицировать каналы инвестирования. Для рынка в целом приход новых игроков даже позитивен: возникает дополнительный информационный разогрев», — поясняет АЛЕКСАНДР МЕЦГЕР, директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания».
По словам представителей местных фирм, завоевание региона — дорогое удовольствие без очевидного результата. «Новым игрокам необходимо тратить кучу денег на продвижение и всем что-то доказывать, а за спиной у старожилов — история и репутация. К тому же на местах всегда существует такое понятие, как региональный патриотизм. И не все доверят деньги компаниям, чьи управляющие находятся в столице, понимая, что вы не самый крупный, а значит, и не самый любимый клиент», — говорит г-н Калугин.
Однако, даже учитывая существенные затраты для выхода на свердловский рынок, он весьма привлекателен, уверен Виталий Калугин. «По сравнению с другими крупными городами специфики отметить не могу. Принято считать (и справедливо), что Екатеринбург — третий по значению (промышленному, финансовому) город в стране. Поэтому в сравнении с традиционными средоточиями денежных потоков (Москва, а в последнее время и Петербург) наше отличие только в скорости развития», — аргументирует г-н Калугин. По его мнению, уральская столица отстает от Москвы на три-четыре года, а масштаб операций меньше в пять-десять раз.
АРЕН АПИКЯН, генеральный директор компании «Альфа-Капитал», также считает, что местный рынок весьма интересен для федеральных компаний: «В Екатеринбурге мы активно работаем через Альфа-Банк уже третий год, а в следующем году планируем открыть собственный филиал, поскольку считаем Уральский регион одним из самых важных и перспективных в России». Специфика рынка, как отметил г-н Апикян, заключается в том, что в отличие от Москвы выбор управляющих компаний беднее: «Хотя мы видим, что все больше и больше игроков выходит на региональные рынки со своими продуктами».
Как подчеркнул КОНСТАНТИН СЕЛЯНИН, директор уральского филиала ИФГ «Аккорд-Инвест», в Екатеринбурге наметилась сегментация компаний по разным видам бизнеса. И в каждом из них есть несколько лидеров.
Г-н Селянин предлагает делить инвесторов на группы: «Есть сектор для институциональных клиентов — банков, страховых и пенсионных компаний, примерно 80% которого занимает «Тройка Диалог». И ничто их с этих позиций не сдвинет. Вторая ниша — брокерские услуги («Брокеркредитсервис», «Уником Партнер», «ФИНАМ», «Алор»). Она рассчитана на людей, стремящихся самостоятельно принимать решения. И сегмент рынка переоценен, поскольку на самом деле людей, способных этим по-настоящему заниматься, не так много. В третьей — нише частных клиентов — работают «Аккорд-Инвест», УБРиР, «Тройка Диалог», КИТ».
Фондовый рынок становится модным инструментом
Популярность вложений в фондовый рынок с каждым годом растет. Меньше чем за год, говорит ВЛАДИМИР НЕМИХИН, директор екатеринбургского филиала «Брокеркредитсервис», клиентская база в его организации увеличилась практически в два раза: «Существенный прирост начался в конце прошлого года. Как я понимаю, люди посчитали свои деньги, увидели, что в банках им ничего не светит, а потому решили обратиться к другим инструментам. Если раньше приходили те, кто хорошо представляли, что такое фондовый рынок, и имели опыт работы на нем, то сейчас в основном это клиенты, которые не сталкивались с ним на практике и только начинают его осваивать». Рентабельность рынка, по словам г-на Немихина, достаточно хорошая и достигает 50%: «Брокерский бизнес аналогичен сотовому, и для него важно прежде всего количество клиентов. При их малом числе невозможно оказывать качественные услуги и держать низкие тарифы. Нарастив базу, ты можешь себе позволить снижать тарифы».
Значительно пополнились и вложения в паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Как сообщил г-н Селянин, свыше 2/3 денег, поступивших в российские ПИФы за все время их существования, были инвестированы именно в этом году. ВЛАДИСЛАВ КОЧЕТКОВ, пресс-секретарь ЗАО ИК «ФИНАМ», не сомневается, что брокерское обслуживание по-прежнему весьма востребованная услуга, однако популярность ПИФов возрастает: «Процент тех, кто вкладывает средства в паевые инвестиционные фонды, в 2,5 раза меньше, но ПИФы набирают обороты быстрее. Хотя пока многие вкладчики ПИФов — состоятельные люди, у которых нет времени и желания для самостоятельной торговли ценными бумагами или отсутствуют средства для доверительного управления».
По данным участников рынка, в России сегодня насчитывается около 250 тыс. инвесторов паевых фондов. Для сравнения: в Польше инвесторы ПИФов — около 10% работоспособного населения страны, а в Испании — свыше 30%. В России сегодня более 50 млн человек имеют сбережения, а примерно у 20 млн граждан ежемесячный доход позволяет делать накопления. «Все эти люди — потенциальные инвесторы ПИФов. Перспективы отрасли выглядят просто потрясающими», — говорит г-н Апикян. По прогнозам, к 2011 г. количество пайщиков в РФ увеличится до 1200 тыс. человек. Интересно, что сейчас примерно 70% ПИФов продается в Москве и лишь 30% — в регионах. Но в ближайшие два года эта ситуация изменится: около 60% паев будет продаваться за границей столицы.
Вместе с ростом числа инвесторов растет их качество. «Ощущается, что фондовый рынок постепенно перестает восприниматься как казино, а становится местом основной работы для все большего числа инвесторов. Их суждения поражают своей взвешенностью, основательностью. Это очень хорошо: одна из наших стратегических целей — обучающая, разъясняющая — успешно выполняется», — делится впечатлениями Виталий Калугин. С ним солидарен Арен Апикян, который отмечает изменение психологии частного инвестора: «Люди стали больше интересоваться механизмом работы фондового рынка, рисками и доходностями тех или иных инструментов. Многие начали самостоятельно анализировать рынок, сравнивать доходности акций за прошедшие периоды, составлять собственные портфели». Все чаще, подчеркивает г-н Апикян, со стороны клиентов звучат вопросы о структуре собственности управляющей компании, о топ-менеджменте, о биографии портфельных управляющих и аналитиков: «Доходности прошедших периодов перестают быть решающим фактором в выборе управляющей компании, а вот история, репутация, стабильность и сила бренда становятся определяющими».
Прошедший год — год IPO
В 2006 г. десятки российских компаний разместили свои ценные бумаги на российском рынке. Среди крупнейших — Росбанк, Челябинский цинковый завод, ТМК, «Северсталь» и ОГК-5. Главное событие года в отечественной нефтегазовой отрасли — выход «Роснефти» на биржу. 14 июля в Лондоне и 17 июля в Москве прошло крупнейшее в российской истории публичное размещение акций. «Роснефтегаз» и «Роснефть» разместили 14,8% акций нефтяной компании за $10,4 млрд. Цена акций «Роснефти» в рамках IPO достигла $7,55, что ближе к верхней границе ранее объявленного ценового диапазона (он был задан на уровне $5,85-7,85 за акцию). Объем поданных заявок по стоимости размещения превысил объем выпущенных акций примерно в 1,5 раза и достиг $15 млрд. Всего же в IPO участвовали 115 тыс. физических лиц. «Роснефть» по итогам IPO получила оценку своей капитализации (включая предстоящую консолидацию основных «дочек») в размере $79,8 млрд. С учетом исполнения опциона до размещения акций ее капитализация составит $80,2 млрд.
АЛЕКСАНДР БОБКОВ, начальник отдела клиентского бизнеса ИФГ «Аккорд-Инвест», предположил, что если глобально оценивать влияние от размещения акций «Роснефти», то в долгосрочном плане оно должно положительно сказаться на рынке: «Хотя многие и разочаруются, поскольку они приобрели дорогую компанию, а значит, отдачи надо будет ждать долго. Но важнее другое: многие задумались о фондовом рынке как о способе сбережения денег». Размещение акций «Роснефти», рассказывает г-н Бобков, позволяет привлечь новых клиентов: «Отвечая на вопрос о причинах покупки акций компании, люди обосновывали это тем, что «Роснефть» — государственная компания. Именно потому мы теперь в рекламе делаем упор на этот момент: «Продаем акции «Роснефти» и других организаций с государственным участием». Такой подход приводит новых клиентов».
Отметим, что за пять прошедших месяцев акции «Роснефти» существенно выросли и в середине декабря торговались на РТС по $9,47 (более 25%).
Развитие рынка зависит от цен на нефть
Как утверждают аналитики, развитие фондового рынка по-прежнему во многом зависит от мировых цен на углеводородные ресурсы и от положения дел на фондовых рынках экономически развитых стран. «По моим прогнозам, кризис (или, если угодно, стагнация) нас ожидает года через три-четыре, не раньше. В 2007 г. мы полагаем, что продолжится рост российского рынка акций. Однако проблемы ему в этом могут создать падение цен на нефть, слишком дорогой рубль и вероятное замедление экономического роста Китая и США», — прогнозирует Виталий Калугин. По его мнению, в преддверии выборного 2008 г. инвесторы могут стать осторожными.
С ростом числа клиентов, как предсказывает Виктор Немихин, в обозримой перспективе стоимость услуг инвестиционных компаний будет повышаться: «Год-два назад закончилась война тарифов. И сейчас идет борьба на уровне качества услуг. При этом в России тарифы раза в три ниже, чем на Западе. Именно поэтому у нас они будут повышаться. Все будет зависеть от уровня проникновения услуги: чем больше придет клиентов на рынок, тем быстрее это произойдет».
Александр Бобков, в свою очередь, весьма оптимистично оценивает перспективы отечественного фондового рынка: «Россия ближе к американской модели, и через 10-15 лет наш состав инвесторов будет как в США. Доля вложений населения в фондовый рынок и в банки сравняется. В России инвесторов станет больше, чем в Европе. У нас народ, с одной стороны, напуган аферами, но, с другой — азартнее».