Город страдает от дефицита площадей формата street-retail
Объекты формата street-retail считаются одним из самых перспективных сегментов коммерческой недвижимости и хорошим вложением средств. Но не в Екатеринбурге – здесь все стоящие площади давно проданы.
По словам экспертов, покупку коммерческой недвижимости формата street-retail можно считать удачной, если вложения окупятся за пять лет. Но это в теории. В реальности далеко не всем инвесторам удается следовать этому идеальному сценарию: сроки окупаемости растягиваются, и эффективного рентного бизнеса не получается. Особенно сложно екатеринбуржцам – даже найти подходящий объект здесь очень сложно, рассказали «ДК» эксперты.
Неуловимые площади
Андрей Горбунов, руководитель департамента коммерческой недвижимости ЦН «Северная казна»:
- Инвестиции в street-retail для Екатеринбурга – больная тема. Потому что денег у нас в городе больше, чем хороших помещений. Дело в том, что успешно сдать в аренду торговые площади можно, только если они расположены в удачном месте – в центральной части города, где высокий трафик. При такого рода вложениях месторасположение стоит во главе угла – нужно тщательно изучать все нюансы, прежде чем покупать помещение. Причем я убежден, что выгоднее инвестировать в площади на вторичном рынке – они, как правило, удачно расположены. И это несмотря на то, что купить помещение в новостройке на стадии котлована дешевле. Но здесь очень велик риск не угадать. Правда, найти действительно стоящие площади формата street-retail на вторичном рынке Екатеринбурга очень сложно – заявок на подбор таких помещений намного больше, нежели на продажу.
Сомнительные вложения
Николай Савин, президент ЦН МАН:
- Выбирая объект формата street-retail с инвестиционными целями, нужно начинать с хорошего места: центральная часть города, первая линия, парковки. Но выбирать в Екатеринбурге не из чего. Все стоящие площади куплены, проданы и сданы в аренду лет 10-15 назад. Все, что осталось – либо неликвид, либо продается по явно завышенной цене. Строятся новые торговые галереи, но в них, как правило, помещения не продаются – управляющие компании сдают их в аренду сами. Да и в центре на первой линии такие объекты сегодня не возводятся. Остаются помещения, встроенные в жилые дома в спальных районах – в основном, они не отличаются удобной нарезкой. В Академическом можно подобрать что-то стоящее, но там торговые помещения есть в каждом доме, а покупателей на все магазины физически пока нет. Поэтому арендные ставки там низкие, окупаемость вложений будет долгой. Так что street-retail сегодня – сомнительный продукт для инвестиций.
Есть варианты
Мария Королькова, директор департамента коммерческой недвижимости «БК_Недвижимость»:
- Инвестиционные сделки у нас проходят регулярно и в основном касаются объектов формата street-retail. Причем не обязательно, чтобы помещение было в центре города – такое расположение - еще не гарантия эффективности вложений. Часть площадей street-retail в центре отмирают: меняется покупательский трафик, потоки переориентируются. В итоге собственникам приходится снижать арендные ставки: вчера помещение стоило 3 тыс. руб. за квадрат, а сегодня – только 1,8 тыс. руб. Есть интересные варианты в спальных районах. Проблема в том, что найти перспективное помещение самостоятельно очень сложно – многие объекты не выходят на рынок. Поэтому инвестору лучше обратиться к профессиональному риэлтору.