Городок-миллионник
Ледовый городок-2012 с патриотическим названием «Русь богатырская» побил несколько рекордов: высочайшая елка в России, самые большие посещаемость, длительность работы и расходы за всю его историю.
Объект обошелся своим бессменным создателям – компании «Айс-Проект 2000» Николая Неумчука – в порядка 24 млн руб. , из которых 21 млн оплачен бюджетом города.
Для сравнения, ледовый городок в 2011-м г., согласно данным открытых источников, стоил 16 млн руб., в 2010-м - 15 млн, в 2006-м – 8 млн, в 2004-м – 7 млн. Таким образом, нынешний объект, на который в бюджете города было зарезервировано 21 млн руб., стал дороже предыдущего на 30%. Несмотря на впечатляющую динамику, по мнению экспертов фирмы «Арт-Топ» (строили ледовые горки на территории «Екатеринбург-ЭКСПО»), это вполне адекватная цена за городок такого уровня. Всего на организацию праздничных городских событий в Екатеринбурге в 2011г., в том числе на День города и День победы, потрачено совокупно 65 млн руб. бюджетных денег.
Заявки на муниципальный контракт, помимо традиционного победителя, компании «Айс-Проект 2000» Николая Неумчука, подавали также фирмы «Лига-Лайт» и «Екатеринбургский зимний фестиваль «Европа-Азия». Любопытно, что последний, по данным СПАРК, тоже находится в собственности г-на Неумчука. Леонид Волков*, депутат Екатеринбургской гордумы, в своем блоге предположил, что две другие компании могли участвовать в конкурсе «для придания ему конкурентного вида». Однако в мэрии уверяют: победа подрядчика прозрачна и неоспорима. «По правде говоря, достойного «Айс-Проекту» конкурента в Екатеринбурге вообще нет. Компания выполняет работу на высоком уровне, постоянно совершенствуя технологии, внося инновации», - заявил «ДК» замглавы администрации города по вопросам социальной политики Михаил Матвеев, комментируя результат конкурса.
Реально расходы «Айс-Проекта» на городок оказались даже больше запланированных мэрией («максимум на 3 млн руб.»), сообщил г-н Матвеев: «Мы не можем их доплатить сами, поэтому разрешаем фирме, которая возводит городок, устанавливать аттракционы, пускать палаточников. Продавая билеты, они добирают часть суммы. Тем самым мы удешевляем цену городка для бюджета». Однако у мэрии есть условие: у билетов должна быть разумная цена. В этом году она варьировалась от 30 до 50 руб. Например, 30 руб. стоило скатиться с самой высокой горки.
Чтобы не терять в доходах, Николай Неумчук не стал приглашать сторонних производителей аттракционов. Для этого у него, по данным СПАРК, есть компания «Аттракционы Урала», созданная в конце 2009 г. Она и доукомплектовала городок необходимыми развлечениями в заявленной стилистике (Напомним, в этом году в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812г. была выбрана патриотическая тема «Русь богатырская»). Таким образом, основная возможность заработать на главном городском новогоднем развлечении официально и всецело была у генподрядчика. Конечный финансовый результат директор компании «Айс-Проект 2000» Наталья Тумакова разглашать отказалась, сославшись на коммерческую тайну. Но подтвердила, что по расходам в бюджетные 21 млн руб. уложиться не удалось: «Только иллюминация городка обошлась в 10 млн руб. На елку были закуплены новые восемнадцатицветные лампочки – 5 тыс. штук. Каждая такая лампочка стоит 500 руб.». Стоит отметить, что елка, подросшая в этом году с 44 до 46 метров, по данным мэрии, побила не только городской, но и федеральный рекорд. «Форма елки всем может показаться прежней, но содержание изменилось: конструкция была переработана, количество веточек увеличилось практически в два раза. Пришлось усиливать металлические связи между ними, добавлять грузы», - пояснила Наталья Тумакова возросшие траты. По мнению г-на Матвеева, доработанная елка сможет послужить городу еще несколько лет.
Но львиную долю расходов «Айс-Проекта» составила оплата работы скульпторов. «Мы пригласили настоящих профессионалов, победителей международных ледовых фестивалей, имеющих опыт работы в Бельгии, Германии, других европейских странах, США», - отметила г-жа Тумакова. Кроме того, в 21 млн бюджетных средств были включены расходы на проведение фестиваля ледовой скульптуры «Чудо чудное, диво дивное» на территории городка. Наталья Тумакова: «Его призовой фонд составил 600 тыс. руб. Фестиваль был юбилейный, десятый, в честь чего было возведено десять ледовых скульптур».
В администрации города считают, что траты себя оправдали: «Городок стал нашей гордостью, достойным украшением города. Он проработал почти 60 дней, до самой Масленицы. За это время его посетило свыше 1 млн человек. Аттракционами воспользовалось почти 58 тыс. человек. Мы впервые называем такие цифры! Количество и художественное исполнение фигур также было много выше и лучше, чем раньше», - подытожил Михаил Матвеев. Однако если качество выполненных работ заслужило в мэрии высшей оценки, то с обеспечением сохранности объекта и другими организационными вопросами генподрядчик справился лишь на удовлетворительно. Такую оценку поставил Матвеев, посоветовав Неумчуку в будущем устранить недостатки: «Взаимодействие подрядчика с правоохранительными органами оставляло желать лучшего. Хотя эта ответственность была закреплена за ним изначально. Но достойной охраны не велось, мы имели несколько поломок аттракционов и фигур, которые потом долго восстанавливались, но ни одного виноватого, - отметил г-н Матвеев. По его словам, бюджет платит деньги, чтобы городок радовал екатенинбуржцев на протяжении всех праздников, а не только в день открытия. Не устроило заказчика и качество уборки на территории городка – ледяные урны всегда были полными. Другой явный прокол, правда, чей он, еще непонятно – то, что в новогоднюю ночь на Площади 1905 г., вопреки обыкновению, не прозвучало обращение президента. «Оказывается, исполнитель вместо кнопки «Россия 1» нажал другую кнопку. Раньше за это бы в тюрьму посадили!», - прокомментировал Михаил Матвеев.
Кстати, в следующем году выступление нового президента РФ можно будет увидеть на самой елке, если замысел спроектировать на нее мультимедийный экран удастся претворить в жизнь.
Лед дорожает
24 млн руб. – реальный объем средств, затраченных на возведение ледового городка 2012г.
Минимум на 30% ледовый городок-2012 дороже предыдущего
Более 50% всех расходов пришлись на оплату работ скульпторов
10 млн руб. – расходы на иллюминацию городка
2,5 млн руб. – совокупная стоимость 5 тыс. лампочек на елке
600 тыс. руб. – призовой фонд за участие в конкурсе ледовых скульптур «Чудо чудное, диво дивное»
46 м. – высота елки
Свыше 1 млн человек посетило ледовый городок за почти 60 дней его работы
58 тыс. человек воспользовалось аттракционами
30 руб. стоит скатиться с самой большой горки
50 руб. – максимальная стоимость билета на аттракцион
1,74 млн руб. – минимальный доход от эксплуатации аттракционов
2,9 млн руб. – доход от аттракционов, если 58 тыс. человек купили хотя бы по одному билету за 50 руб.
800 кубометров льда понадобилось на строительство ледового городка
12 торговых палаток с попкорном, сладкой ватой и игрушками, а также три трейлера общественного питания работали на территории городка
12 обращений поступило в скорую помощь, которая дежурила на территории городка, за весь период его работы
Более 16 лет «Айс-Проект 2000» занимается сооружением ледовых городков
Источник: данные компании «Айс-Проект 2000» и администрации Екатеринбурга.
* - выполняет функции иностранного агента