«Пособия не делают людей ленивыми». Как регулярные выплаты заставляют людей искать работу
«Материальная помощь помогает людям работать» — эта фраза прекращает быть противоречивой, если под «людьми» понимаются дети из бедных домохозяйств. Кому и как на самом деле помогают соцпрограммы.
Денежная помощь малоимущим — это не просто моральный императив, который повышает жизненный уровень населения. Это еще и важные инвестиции в здоровье и будущую карьеру детей из семей с низкими доходами, пишет The Atlantic.
Мысль о том, что благосостояние и гарантированные выплаты делают людей ленивыми, глубоко укоренилась в подсознании многих. Сегодня политики разных стран говорят о необходимости сворачивания социальных программ, так как они снижают уровень социальной активности. Однако экономисты придерживаются иного мнения. Разумно разработанные программы, говорят они, даже будучи радикальными, не делают людей менее продуктивными.
Так, в исследовании программ денежной помощи в бедных странах, проведенном в 2015 году, «нет систематических доказательств того, что программы денежных переводов препятствуют работе» в семи странах: Мексике, Никарагуа, Гондурасе, Филиппинах, Индонезии или Марокко. В других исследованиях экспериментов по предоставлению наличных средств в Уганде и Нигерии было установлено, что такие программы могут увеличить количество работающих и заработную плату, особенно когда бенефициары должны посещать занятия, которые учат конкретным профессиям или общим навыкам ведения бизнеса.
Кроме того, такая помощь — вклад в здоровое и образованное следующее поколение. Исследователи из Джорджтаунского и Чикагского университетов проанализировали мексиканскую программу Prospera, первую в мире систему денежных переводов, которая предоставляет деньги бедным семьям при условии, что они отправят своих детей в школу и будут следить за их визитами к врачу и прививками. Ученые сопоставили данные программы с данными о доходах домашних хозяйств, чтобы впервые проанализировать влияние материальной помощи на детей через несколько десятилетий после того, как их семьи начали получать пособия.
Оказалось, что в среднем молодой человек, семья которого состояла в программе в течение семи лет, в конечном итоге учился в школе на 3 года больше и был на 37% больше пригоден к работе. Это еще не все: бенефициары Young Prospera, повозрослев, работают в среднем на 9 часов больше, чем аналогичные бывшие бедные дети, семьи которых поддержки не получали. Также первые зарабатывают за час работы больше.
Проводились подобные исследования и в США и Канаде. Экономист Йоана Маринеску из Университета Пенсильвании обнаружила, что даже когда программы с базовым доходом сокращают рабочее время, взрослые обычно не остаются дома, тратя время на видеоигры. Вместо этого они используют дополнительные деньги, чтобы вернуться в школу или найти более высокооплачиваемую работу.
Следует, однако, учитывать, что программы борьбы с нищетой могут творить чудеса для самых молодых бенефициаров. Американские взрослые, чьи семьи имели доступ к пренатальному страхованию в рамках Medicaid, имеют более низкие показатели ожирения, более высокие темпы окончания средней школы и более высокие доходы, чем взрослые, выросшие в бедных семьях в штатах без Medicaid.
«Материальная помощь помогает людям работать» — эта фраза многим может показаться странной и противоречивой, но это совершенно очевидно, если слово «люди» в данном предложении относится к малообеспеченным детям из бедных домохозяйств. Бедность и отсутствие доступа к медицинскому обслуживанию — это физическое, психологическое и профессиональное бремя для детей. Это медленная травма, а обедневшие дети чаще, чем их сверстники среднего класса, страдают от хронического физиологического стресса и проявляют антиобщественное поведение. Освобождение детей от этих травм улучшает их жизнь и помогает строить лучшее будущее.
Теги: качество жизни, исследование