Господдержке нужно учиться у Израиля
Сергей Показаньев, управляющий партнер RedButton Capital:
Как правило, ИТ-компании среднего сегмента вырастают из малого бизнеса, который, в свою очередь, формируется стартапами. Эта цепочка неизменна и неразрывна. Так происходит в США, в Израиле и во всем остальном технически развитом мире. Но не в России. У нас есть крупные игроки — телеком-операторы, системные интеграторы и софтверный бизнес, они контролируют весь рынок. И есть начинающие команды энтузиастов, которые пытаются делать новые продукты, зачастую на коленке. Получается у единиц, остальные, хлебнув негатива, больше не стремятся поднимать новые проекты. Но амбициозный малый бизнес и крепкий средний слой — это двигатели прогресса. Не только в ИТ — в любом бизнесе. Я убежден, чтобы у технологического бизнеса в России было будущее, нужно выстраивать всю цепочку с нуля, а начинать — со стартапов. И без государственной поддержки здесь мало что получится.
Возьмем опыт Израиля. Там ежегодно порядка 1,5 тыс. стартапов получают государственное финансирование. Сегодня в этом котле варится более 8 тыс. стартапов — на разных стадиях. И это на клочке земли, сравнимом по площади со Свердловской областью! Там выстроена совершенно особая схема поддержки, в чем-то схожая с американской «Силиконовой долиной». Во-первых, не государство определяет размер инвестиций, а стартап задает необходимые рамки. Если он прошел отбор и обосновал необходимость инвестиций — государство предоставит ровно половину. Но! Остальные 50% авторы идеи должны сперва обеспечить сами. Каким образом — привлечь коммерческие организации, взять кредит или одолжить у родственников — не важно. Но если стартап не нашел денег — помощи от государства он не получит. Так проверяется базовый навык ведения бизнеса.
Во-вторых, стартапам дают крышу над головой — так называемые инкубаторы или, как более продвинутая форма, акселераторы. Это и оборудованные помещения, способные вместить сразу несколько команд, и постоянная помощь от опытных наставников в случае акселератора. И в-третьих, хорошее образование может стать поводом для получения господдержки. Это очень важно: деньги инвестируют не в конкретный проект, а в конкретную команду. Работают израильские стартапы в основном на рынок США. Как вы думаете, кто, например, контролирует рынок платных онлайн-игр? Израиль!
В России комплексных программ господдержки нет. Гранты не в счет: во-первых, это капля в море, а во-вторых, государство не может выступать компетентным контролером и распорядителем средств. Полноценный ИТ-инкубатор в России пока один, и я с белой завистью смотрю на Казань, где создана вся необходимая инфраструктура. Начинающие айтишники готовы ехать в Казань, даже если живут за тысячу километров! Ведь, кроме инфраструктуры, там постоянный поток инвесторов. Я слышал, что в Екатеринбурге выделяли площадку для стартапов — где-то на Эльмаше. Но это не идет ни в какое сравнение. Отпугивает и расположение, и необоснованно высокая цена аренды.
Впрочем, в Екатеринбурге как раз не так все и плохо. У нас работает Инфраструктурный хаб, который, на мой взгляд, предлагает лучшую из имеющихся на сегодняшний день систему взаимодействия государства и начинающего бизнеса. Получить средства на развитие в хабе сложно, отбор жесткий, но это и хорошо. Деньги не раздают направо и налево. Получив грант, стартап должен отчитаться о расходах. Специализированного ИТ-сегмента у хаба пока нет, но надеюсь, что в будущем появится.
И все же опыт Казани и Екатеринбурга — единичный. Пока государство не задумается о решении проблемы комплексно — прогресса не будет. Взять, к примеру, российское образование. Если посмотреть на образовательные программы, скажем, Стэндфордского университета, то внимание на себя обращают внушительные курсы по предпринимательству, которые читают бизнесмены-практики. Я не хочу сказать, что в УрФУ или в СИНХе мало внимания уделяют практике. Но среди преподавателей я пока не встречал действующих бизнес-гуру. Не говоря уже об ИТ-гуру… Неплохо было бы гораздо больше внимания обращать на изучение иностранных языков. Как ни смешно, одна из основных проблем российских стартаперов — незнание английского. Индустрия развивается стремительно, а книги и статьи на русский переводятся с большим опозданием. Так что работы предстоит много, и опыт других стран может быть очень полезен.
Колонка написана специально для «Делового квартала»