Государство и бизнес: вместе или вместо?
Одна из сторон процесса взаимодействия бизнеса и государства, определяющая место и значение бизнеса в обществе, — миллионы людей, занятых сегодня в частной экономике.
Когда начинается очередной год, мы строим предположения, каким он будет. Конечно, у нас есть планы развития собственного бизнеса, мы знаем свой рынок, прогнозируем действия возможных (и даже невозможных) конкурентов. Но всегда остается элемент непредсказуемости, ибо отношения между государством и частным бизнесом окончательно не выстроены. Правила игры меняются по ходу, и нам остается только гадать: что год грядущий нам готовит?
Одна из сторон процесса взаимодействия бизнеса и государства, определяющая место и значение бизнеса в обществе, — миллионы людей, занятых сегодня в частной экономике. Это не просто наемные работники больших и маленьких компаний. Это люди, зарабатывающие деньги, на которые, собственно, и живет государство. От них зависит не только благосостояние владельцев бизнеса, но и будущее всей страны. Поэтому те, кто сегодня владеет и управляет бизнесом, должны чувствовать ответственность за своих сотрудников — и перед своим будущим, и перед государством. А государство, в свою очередь, должно максимально поддерживать социальную сферу, создаваемую бизнесом для вовлеченных в него людей.
В этом смысле настораживают некоторые тенденции, наметившиеся в последнее время. Например, опять идет разговор о введении прогрессивной шкалы подоходного налога. Большего удара для становящегося на ноги среднего класса (а это, в основном, наемные менеджеры и высококвалифицированные специалисты) просто трудно представить. Ведь наиболее обеспеченные люди и их юристы давно уже создали сотни способов ухода от прогрессивного налога: доходы могут принимать самую различную форму, а командировки в Австралию и представительские расходы на обеды с деловыми партнерами в ресторанах никто отменить не сможет. В конечном счете, введение прогрессивного налога приведет к тому, что его будет собираться значительно меньше, чем сегодня, возникнут нелегальные и полукриминальные схемы извлечения доходов, а основная масса бизнес-сообщества часть своих денег потеряет. Более того, как подсказывает опыт нашего государства, организация фискальной системы и контроль за реальными доходами обеспеченных граждан — занятие настолько затратное, что никакие возможные доходы от прогрессивной шкалы эти расходы не перевесят. Чтобы получить 100 руб. налога, придется потратить 1000. Не меньше. Повысится криминализация экономики, расходы государства возрастут, а не уменьшатся, при этом благосостояние огромного числа людей снизится. Ее принятие или непринятие можно считать своеобразным индикатором развития или деградации экономики России в наступающем году.
Другой индикатор подхода государства к состоянию дел в экономике — увеличение или уменьшение налога на добавленную стоимость. Собственно, это и не индикатор даже, а мощный рычаг управления экономикой. Когда в начале 90-х гг. мы разрабатывали Налоговый кодекс (занявший только 2 место — после правительственного — при голосовании в Думе, хотя почти все положения этого документа реализованы), я встречался в Англии с Эндрю Динлотом — руководителем Института изучения налогов, созданного для анализа влияния налоговой политики на экономические процессы. В тот момент ставка НДС в Великобритании повышалась как раз на 2,5%, и я спросил: «Зачем вы это делаете?». Он ответил, что экономика в их стране задыхается от перепроизводства и нехватки рынков сбыта, а увеличение НДС не только остановит этот процесс, но и обратит его вспять. С дополнительными 2,5% НДС в Великобритании составил как раз 18%, и негативные тенденции в экономике удалось остановить.
Негативен ли для России рост производства? Конечно, нет! Более того, перед правительством стоит задача удвоения ВВП России. Тогда почему у нас НДС до сих пор 18%, хотя были планы снизить его до 13%? Очевидно, есть какие-то околоэкономические и околоправительственные силы, которым рост экономики безразличен, но выгодна высокая ставка НДС. Силы эти особенно и искать не надо: то, что НДС очевидно высок, признается самим правительством — в частности тем, что для ряда экономических операций и сфер бизнеса либо существует пониженная ставка НДС, либо этот налог полностью возмещается государством (при экспорте сырья и оружия, в частности). Таким образом, в очередной раз создается не только огромная коррупционная дыра в экономике — государство состоит из конкретных чиновников, от чьих решений зависят сроки, формы и объемы возмещения НДС, — но и простор для криминальных операций. Например, под видом ценных пород дерева вывозятся ничего не стоящие щепки, платеж за них отправляется в «карманную» западную фирму, и «возмещение» налога на якобы «добавленную» стоимость из бюджета государства многократно превосходит расходы на покупку и транспортировку этого мусора, на взятки всем участникам процесса со стороны государства. Так деньги переправляются в западные банки, а бюджет терпит гигантские убытки.
Что особенно примечательно, в результате всех этих законных и незаконных возмещений и льгот общая собираемость НДС в России намного ниже 18% и составляет примерно 11%. Так не проще ли уменьшить НДС до 11% или хотя бы до 13%, но отменить все льготы и возмещения по этому налогу? При этом общий объем сборов по НДС точно не снизится, но поступления от налога в бюджет существенно увеличатся.
Резюмируя, можно сказать, что путь к процветанию — это честный бизнес, существующий в равных для всех рыночных условиях в стране, где государство не вмешивается в экономический процесс ненужными и вредящими экономике преференциями, где частная экономика заботится о вовлеченных в нее людях, а государство управляет социальной сферой преимущественно монетарным путем. Большую часть этого пути мы уже прошли — осталось сделать буквально последние шаги. Но очень нужные.