Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Государство нам поможет

Галина Комарова директор компании «Копимаркет» Малый и средний бизнес вправе рассчитывать на поддержку государства. Взаимная выгода очевидна: чем больше класс собственников, тем устойчивее общ

Малому бизнесу нужны не льготы, а инструменты для зарабатывания денег.

Галина Комарова

директор компании «Копимаркет»

Малый и средний бизнес вправе рассчитывать на поддержку государства. Взаимная выгода очевидна: чем больше класс собственников, тем устойчивее общество. В европейских странах малые и средние предприятия дают 40% ВВП, в России — 12-15%. Но я — оптимист. У меня нет причин не доверять правительству РФ. Наверное, оно тоже хочет, чтобы доля малого бизнеса увеличивалась. Более того, правительство уже продемонстрировало готовность к сотрудничеству. Год назад на свет появилась программа Германа Грефа, предусматривающая четыре механизма поддержки малых предприятий: 1) бизнес-инкубаторы; 2) микрофинансирование малого бизнеса (субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам и предоставление государственных гарантий при получении займа); 3) специальные меры по поддержке предпринимателей-экспортеров; 4) бюджетные субвенции и субсидии на развитие инновационных компаний и венчурного производства. Предложения очень интересные.

Я готова верить, что у правительства хватит воли довести замысел до логического конца. Другое дело, готов ли к сотрудничеству малый бизнес.

Два-три года назад предприниматели просили дешевых кредитов. Их призывы были оправданны — без внешних заимствований трудно вывести предприятие на новый уровень. Средства массовой информации писали: банки не доверяют малому бизнесу. И были правы. Но прошло совсем немного времени, и ситуация изменилась. Получить деньги теперь намного проще. У банков, лизинговых компаний и инвестиционных фондов появились продукты, рассчитанные на малых предпринимателей. Рынок буквально перенасыщен деньгами. Протяни руку — и эти деньги твои. Казалось бы, все просто: тот, кто рассчитывает на банковский кредит, должен хорошо представлять, зачем он это делает и как будет отдавать деньги. Но далеко не все предприятия готовы работать по цивилизованным схемам. Инстинкт самосохранения, спасавший в смутные времена, сделал российский бизнес непрозрачным и агрессивным. Это неудивительно — меняется ситуация в стране, меняются и потребности в новых знаниях. Получается замкнутый круг. Чтобы сделать шаг вперед, нужно либо учиться самому, либо искать структуру, которая окажет методическую помощь. Первый вариант, с моей точки зрения, надежнее. Ты сам просчитываешь каждый шаг в ситуации, когда десятки факторов оказывают влияние друг на друга. Иной раз лояльность клиентов превращается в математическую функцию цены барреля нефти на внешнем рынке, хотя, на первый взгляд, очевидной связи здесь не просматривается.

В том, что руководителям малого и среднего бизнеса не обойтись без финансового образования, я даже не сомневаюсь. Обычно, поставив бизнес на ноги, продвинутый собственник начинает восполнять недостающие компетенции. Пять лет назад, решив, что мне не хватает знаний, я пошла учиться. Сначала в Институт менеджмента и рынка (ИМИР), потом — в УСИБ, а теперь — в Институт экономики им. Плеханова. Последний раз, когда мне понадобился кредит на покупку оборудования, расчеты по инвестиционному проекту я выполняла сама. Нужно ли помогать тем, у кого не получается решить проблемы своими силами? На этот счет есть разные мнения. Ведь бизнес есть бизнес. По статистике, из 100 малых предприятий выживает около 20. Значит ли это, что остальные 80 не были приспособлены к жизни?

Ответ могли бы дать ассоциации, объединяющие предприятия малого бизнеса, но ожиданий они не оправдали. В Екатеринбурге практически нет организаций, которые могли бы рассказать, как шаг за шагом выстраивать свой бизнес. Если такая структура появится, она будет востребована. Свой вариант Дома малого бизнеса предлагал сделать владелец компании «Италл» Игорь Зятев. В его проекте есть рациональное зерно. Но мне кажется, что инициатива должна исходить от власти. Предприниматели должны освоить новейшие финансовые инструменты. Хорошо, когда есть деньги для развития своего бизнеса, но еще лучше, если ты умеешь грамотно ими распорядиться.

 

МНЕНИЕ ЗА:

Екатерина Бабушкина

генеральный директор компании S & D Group:

— Действительно, малым предприятиям трудно найти деньги, особенно в начале пути, когда у них еще нет ни имущества, ни кредитной истории. Но не потому, что банки не хотят с ними работать, как принято думать. Чаще к сотрудничеству не готовы сами бизнесмены. Банки выдают в качестве кредитов деньги вкладчиков и должны гарантировать их возврат. А предприниматели нередко относятся к заемным деньгам примерно так же, как население к потребительским кредитам: забывают и о процентах, и о необходимости отдавать долг. Банкам приходится страховаться. Если у вас нет ничего, кроме бизнес-идеи и двух стульев в офисе, денег вам не видать.

Не получают кредитов и предприятия, где недостаточно высок уровень управленческой команды. Разрабатывать инвестиционную программу руководители научатся, но поднять уровень управления — задача более сложная. Для этого собственник должен понимать, зачем он берет ссуду, как он собирается возвращать деньги и на каком рынке будет продавать свой продукт. К сожалению, на эти вопросы у многих предпринимателей нет ответов. Большинство из них пытается скопировать уже работающие высокодоходные бизнесы, не отдавая себе отчет, что за внеш­ней простотой стоят технологические и управленческие ноу-хау. Собственников, мотивированных на развитие своего дела, становится все больше. Но немало и предприятий, которые не видят, как быстро меняется рыночная среда и взаимоотношения с клиентами. Они рассчитывают на государственные льготы, не понимая, что рынок регулируется конкуренцией и профессионализмом игроков.

 

МНЕНИЕ ПРОТИВ:

Татьяна Ананьина

совладелец и ведущий консультант компании «Свободный выбор»:

— Среди моих знакомых, открывших свое дело в 90-е гг., никто не ориентировался на помощь государства, каждый рассчитывал только на себя, на свои силы и возможности. Все понимали, что выжить и встать на ноги можно только за счет упорства и навыков, приобретаемых на ходу. Сегодня это успешно действующие и развивающиеся предприятия.

Бесспорно, любые знания и компетенции важны, но они, на мой взгляд, вторичны по отношению к качествам личности собственника (не хочется писать «к харизме» или «к лидерскому потенциалу»). После 7-10 лет в бизнесе появляется желание отойти от него на какое-то расстояние. И управление начинает выстраиваться через наемных менеджеров, которые изначально обладают необходимыми на текущий момент компетенциями. И руководитель-собственник очень быстро будет набирать багаж знаний за счет их грамотности и опыта.

Что касается вывода бизнеса на новый уровень, то уже накоплен достаточный опыт схем, алгоритмов и шаблонов отстройки. Нередко аккумуляторами этих разнообразных вариантов становятся консалтинговые организации. Через «их руки» прошел не один десяток предприятий малого и среднего бизнеса.

В общем, помощь можно найти для решения любой задачи. Но я считаю, что инициатива по развитию фирмы может находиться только в руках собственника, не полагающегося на мифическую помощь государства.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.