Государство потеряло 180 миллиардов на закупках по завышенным ценам
Треть госзакупок совершается по максимальным ценам, а в среднем в них участвуют менее трех претендентов. При этом долги перед бизнесом по контрактам превысили 30 млрд руб.
В 2016 г. государство потеряло примерно 180 млрд руб. на закупках по завышенным ценам, говорится в ежегодном Национальном рейтинге прозрачности закупок, пишет Meduza со ссылкой на «Ведомости». В среднем на торги приходит менее трех участников, а на трети торгов цена не снижается. За год потери снизились: в 2015 г. они составили 247,3 млрд руб. или 4,3% всего госзаказа — сейчас их доля составила 2,68%.
Больше всего госзакупок по завышенным ценам совершается на федеральном уровне — 35,8%, на региональном и муниципальном уровне их доля составляет 29,7%. Самыми прозрачными признаны закупки Росимущества, Москвы, Владивостока и Росатома, наиболее непрозрачными — Росавиации, Росрыболовства и Росстандарта. Большинство ведомств посчитали, что рейтинг не отражает реальную прозрачность.
Общий объем рынка госзаказа, включая закупки госкорпораций, достиг 30 трлн руб. и 25% ВВП, писал в марте «Интерфакс» со ссылкой на заместителя министра экономразвития Евгения Елина. По его словам, число специалистов, занятых в сфере госзаказа, достигло одного миллиона человек, в системе работает более 330 тыс. заказчиков и около 500 тыс. поставщиков.
По данным «Коммерсанта», задолженность государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями на начало сентября составила 30,5 млрд руб. Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что улучшить ситуацию должно введение обязательного 30-дневного срока оплаты по госконтрактам.
Часто к завышению стоимости закупок приводит тот факт, что госучреждения не могут нанять компетентного специалиста из-за регламентированного штатного расписания, рассказывал DK.RU Илья Долгих, руководитель специализированного учебного центра «Академия Электронных Торгов». Но так как закупку проводить в любом случае, за ее реализацию часто берется абсолютно не разбирающийся в предмете сотрудник.
«Он либо пытается что-то составить сам или, как это и происходит в 90% случаев, обращается в коммерческую компанию с просьбой помочь ему с технической документацией и приглашает ее принять участие в данной закупке. Коммерческая организация, в свою очередь, прописывает техчасть таким образом, чтобы отсечь как можно больше конкурентов, делает наценку от 150% до 200% к реальной рыночной стоимости объекта закупки и передает обратно заказчику», — приводил пример г-н Долгих.