Государство придумало новый способ пополнить бюджет
едеральный закон о внесудебном взыскании налоговых платежей должен внести ряд изменений в Налоговый кодекс РФ. В частности, решения налоговых органов о начислении штрафов и пени получат статус испо
едеральный закон о внесудебном взыскании налоговых платежей должен внести ряд изменений в Налоговый кодекс РФ. В частности, решения налоговых органов о начислении штрафов и пени получат статус исполнительного документа — то есть деньги будут перечислять в бюджет в принудительном порядке, без рассмотрения судом. Эта процедура будет применяться в случаях, когда размер штрафа по каждому налогу не превышает 50 тыс. руб. для юридических лиц и 5 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. Таким образом государство рассчитывает сократить число разбирательств по поводу обязательных платежей и санкций на небольшие суммы.
Евгений Найденов, заместитель директора аудиторской компании «Контур аудит», считает, что новый способ взыскания штрафов фактически отменяет презумпцию невиновности налогоплательщика:
— Сейчас вину налогоплательщика может доказать только суд. Новый закон отдает решение на откуп налоговым органам. Это может привести к тому, что налоговики будут превышать свои полномочия.
Закон могут исказить на местах, и он превратится в механизм пополнения бюджета. Сегодня установлен срок — 14 дней, в течение этого периода предприятие может составить акт разногласий, который будет рассматривать специально созванная комиссия. И только если стороны не приходят к единому мнению, налоговая готовит иск в суд. Что будет с этими 14 днями после вступления в силу нового закона — непонятно.
Предприятие сможет оспорить решение налоговиков в суде?
— Конечно, этого никто не отменял. Но если в акте налоговой проверки указан штраф, его через определенное время (пока, правда, не ясно какое) будут в безакцептном порядке списывать с расчетного счета фирмы. А дальше — если хотите, можете судиться. Но «выцарапать» назад деньги из бюджета очень тяжело. Даже если будет соответствующее решение суда. Хотя надо знать, что по закону предприятие имеет право претендовать не только на сумму неправомерно взысканного штрафа, но и на возмещение причиненных убытков. Суды на это идут не очень охотно, но если компания не смогла, например, заплатить текущие налоги из-за того, что у нее со счета сняли деньги на штраф, можно потребовать вернуть начисленные пени.
То есть разгрузить суды закон не поможет?
— Ситуация может сложиться с точностью до наоборот — суды будут по-прежнему завалены исками, вероятно, даже больше, чем сейчас, но уже от предприятий к налоговым органам. Закон явно противоречит интересам нормальных добросовестных налогоплательщиков. А с недобросовестных, с фирм-однодневок, и так ничего не получить, хоть какие штрафы выписывай: ни денег на счете, ни активов, ни сотрудников у них все равно нет.
Откуда взялись пороговые значения 5 тыс. руб. и 50 тыс. руб.?
— Никто не знает. Во время чтений закона эти суммы неоднократно предлагали снизить, причем в разы. По своему опыту могу сказать, что предприниматели часто отмахиваются от штрафов в размере 1,5-2 тыс. руб. — работа бухгалтера, время в очередях, обходится дороже. Для огромного металлургического завода 50 тыс. руб., может, и несущественная величина, но для малого предприятия — очень значимая. Тут есть еще одна опасность — в законе не указано, из чего складываются эти суммы. Ведь в принципе налоговой ничто не мешает разбивать большие штрафы на несколько мелких!
Что же делать предприятиям?
— Рекомендации можно давать разве что общие — бороться не со следствием, а с причиной, то есть с проблемами в бухгалтерском учете, вести внутренний налоговый контроль. От ошибок никто не застрахован, особенно с нашим налоговым законодательством. А значит, и штрафы неизбежны. Как вариант, если уж проверка пришла, нужно не пускать дело на самотек, а работать с налоговым инспектором. Если у него появляются необоснованные, на ваш взгляд, претензии — отстаивать свою позицию, пока не оформлен акт налоговой проверки.