«Готовы тратить на алкоголь последнее». Как алкомаркеты опутали спальные районы и губят их
«Алкомаркеты привлекают свою аудиторию, одна социальная группа может начать вымещать другую». Сети по продаже алкоголя растут темпами до 70% и буквально захватывают городские окраины.
Сети алкомаркетов быстро растут в крупных российских городах: в Волгограде количество таких магазинов выросло на 69% за год, в Уфе — на 39%, в Москве — на 9%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты сервиса 2ГИС. В Челябинске количество алкомаркетов за год выросло на 35% до 1,1 тыс. точек, а сеть пивных — на 34% (до 940) — вместе их на 11% больше, чем продуктовых магазинов и супермаркетов (1,8 тыс. штук). Такие данные свидетельствуют о нарастании депрессивных настроений в обществе, считает директор консалтинговой компании «Делай магазин» Юлия Зырянова.
Реальные располагаемые доходы людей в Челябинске не растут, а цены —наоборот, поэтому там экономят на самых необходимых продуктах. Значит, все настолько удручающе в городе, что люди готовы тратить на алкоголь последние деньги,— говорит она.
Алкомаркеты делают ставку на спальные районы, потому что там находится их основная аудитория. К тому же алкоритейлеров не волнует существующий трафик — они могут генерировать его самостоятельно и занимать дешевые помещения, говорит гендиректор DNA Realty Антон Белых. Но бурное развитие специализированных магазинов по продаже алкоголя убивает возможность развития социальной среды и общественных пространств, считает доцент Высшей школы экономики Виталий Стадников: «Алкомаркеты привлекают свою аудиторию, одна социальная группа может начать вымещать другую».
Эксперт предлагает прописывать разрешенный вид использования помещений, чтобы регулировать развитие алкогольной розницы рядом с общественными пространствами.
Россиян тратят на алкоголь и табак в среднем 3% бюджета. В специализированных точках ассортимент алкоголя шире, а цены ниже, чем в универсальных магазинах, объясняют в Beluga Group.