«Говорят: «Для нас это сплошной убыток!». Как заставить девелоперов строить хорошие школы
«Я задавал вопрос девелоперам: «Опыт каких стран вы изучали, проектируя школы?», и все отвечали одно и то же: «Какой опыт стран? У нас есть нормы. По ним и строим. Вообще школы для нас — это обуза».
Марк Сартан, член межведомственной рабочей группы при Министерстве образования РФ, член экспертного совета «Родительской лиги», руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»:
— Мне как человеку, который всю жизнь занимается образованием, горько смотреть на те школы, которые, в основном, строят девелоперы в России. Когда я только начинал проект «Умная школа», то сознательно пошел на московский инвестиционно-строительный форум и прослушал все презентации школ и детсадов столицы и Подмосковья, которые там были представлены. Все это были унылые коробки. Я задавал вопрос девелоперам: «Опыт каких стран вы изучали, проектируя школы?», и все отвечали одно и то же: «Какой опыт стран? У нас есть нормы. По ним и строим». Когда проектирование происходит по нормам, составленным не исходя из образовательных задач, а для обеспечения безопасности в 1920-1930-х годах, это приводит к тому, что школы такие, какие есть.
Плюс в кулуарах девелоперы откровенно признавались: «Для нас школы — это обременение, сплошной убыток эти ваши школы! Мы их строим только чтобы стряхнуть с себя эту обузу и сдать регулятору».
Хотя вообще-то школы — это драйвер развития региона. Люди едут в другие города, в том числе, чтобы дать своим детям хорошее образование. И покупают квартиры поблизости от приличных школ.
Я изучал исследования, которые показывают: первым фактором, влияющим на стоимость жилья в городах-миллионниках, является обеспеченность девелоперских проектов объектами инфраструктуры. Также установлена связь между результатами ЕГЭ в школе и стоимостью квартир в домах рядом с ней. Не секрет, что родители оценивают образовательные учреждения по успешно сданным ЕГЭ. Так вот, повышение результатов единого госэкзамена на 7 пунктов в среднем дает рост стоимости квартир в домах неподалеку на 3-5%. А если московский девелопер обычно тратит на социалку 5-8% затрат, то выросший на 10 пунктов ЕГЭ в школе рядом с ЖК отбивает эти затраты.
Еще один интересный факт: исследователи взяли топ-8 московских школ и положили их на карту — все легли вдоль самой старой ветки метро, красной. По стоимости недвижимости с этим направлением может конкурировать только Рублевка.
То есть люди сознательно покупают квартиры так, чтобы их ребенок учился в определенной, хорошей школе — это известное в столице явление. Значит, качество образования напрямую конвертируется в повышение капитализации застройки. И современная школа может быть совсем не обременением, а конкурентным преимуществом. С ее помощью можно увеличивать капитализацию проектов и помогать продажам квартир.
Но для этого школа должна быть действительно современной и качественной. Архитектура и качество образования связаны, поэтому она не просто так нужна другая и новая. Образование принципиально изменилось — это нужно четко понимать. Раньше школа была ориентирована на единообразие, все программы были одинаковые. Школа работала только со знаниями, была сегрегирована: учеников разводили по своим местам: отсталых — в коррекционные школы, одаренных — в продвинутые и т. д. Сегодня все эти принципы работают с точностью до наоборот. Школа перестает быть унифицированной, на смену приходит вариативность, индивидуализация — теперь под каждого ребенка нужно подстраиваться. Кроме предметов появился акцент на метапредметных навыках и универсальных учебных действиях.
Это звучит страшно, но это ровно то же самое, что вы, как работодатель, требуете от своих сотрудников: умение планировать свой день, работать в команде, излагать свои мысли, сравнивать и анализировать.
Кроме того, на смену знаниям пришел подход деятельности — образование происходит в деятельности. И современная школа говорит: все ученики, независимо от социального статуса, возможностей и здоровья, должны быть вместе.
Как на это окликается школьное здание? Раньше были сплошь коробки: безликие, с распределенными по фасадам окнами. Один и тот же класс повторялся на этаже много раз, затем план дублировался на несколько этажей. Кабинеты были специализированные по предметам — география, русский, физика, но отличались лишь портретами на стенах. Кроме того, классы были предназначены для фронтальной работы: учитель у доски вещает, все на него смотрят. Дело в том, что старые здания являлись, по сути, заводом по производству человеческого материала, причем конвейерно-групповым методом. Взяли группу деталей — 35 человек, обработали 45 минут, переместили на другую часть конвейера, обработали там и т. д.
Архитектура классической советской школы учила: «Ты — заготовка, а мы тебя обработаем и выпустим в жизнь годной деталью для государственного механизма».
Сегодня задача другая, и должно быть наоборот: классы нужны разные, в идеале не должно быть одинаковых помещений. И они теперь актуальны многофункциональные, трансформируемые — чтобы подходили для групповых и индивидуальных занятий. Дискуссия, обсуждение, командная работа сегодня так же важны, как физика и химия, и классы должны позволять проводить и уроки, и другие активности.
Как сделать такую школу? Есть любопытный принцип великого хоккеиста Уэйна Грецки: «На площадке нужно бежать не туда, где шайба, а туда, где шайба будет». То есть школу нужно проектировать с конца — с образовательного результата, который она должна дать. Но для этого необходима связь архитектуры с функцией, и многие девелоперы при проектировании школ об этом забывают.
Я считаю, нельзя строить современное здание без «образованца», который понимает, что в нем будет происходить, и как оно отразится на образовательном процессе. По идее, таким функциональным заказчиком могут быть дети, родители, классическая система образования или застройщики. Но все они не годятся: дети во многом ориентированы на развлекательность и не могут выйти за пределы собственного опыта — нового они не создадут. Генри Форд говорил, что никогда не спрашивал своих потребителей, какой продукт им нужен, потому что они попросили бы не автомобиль, а лошадь.
Вот дети — именно такие потребители. У родителей же не хватает образовательных компетенций, классическая школа ориентирована в прошлое, а застройщики — на нормативы. Так что «образованцы» должны быть специалистами.
Например, мы, как разработчики образовательной системы, выступили таким функциональным заказчиком на проекте «Умная школа» в Иркутске. Школа ориентирована в том числе на детей-сирот, и результат, который она должна будет дать, по большому счету таков: научить детей ответственно распоряжаться своей жизнью. Это замечательная цель для любого человека, не только воспитанника детского дома.
Мы провели огромный международный конкурс, победила концепция датской компании — архитекторы объединили несколько зданий под одной крышей: детсад, младшая школа, спорткомплекс, старшая школа, небольшие административно-хозяйственные корпуса, поселок приемных семей, информационно-библиотечный центр и др. То есть архитектура рассказывает историю: мы все разные, но вместе, под одной крышей. Такая школа более чем способна помочь жилой застройке стать лучше и привлекать покупателей.
Вообще моя мечта — чтобы сначала появлялись современные школы, и уже потом вокруг них формировались новые кварталы. Так будет правильно.
Материал написан на основе выступления на IV Байкальском саммите Российской гильдии управляющих и девелоперов. Автор текста: Екатерина Стихина