«Грамотность нашего бизнесмена в среднем чуть выше нуля». 5 отличий бизнеса в России и США
«Препятствия для предпринимателя из США — норма жизни. Нет материалов — выкопай их детской лопатой, но реши задачу. Именно задачу, а не проблему. Для российского бизнесмена почему-то все — проблема».
Предприниматели утверждают, что чиновники живут в разных с ними мирах, зачастую видя в одной и той же ситуации абсолютно разные вещи. Однако и сами представители МСП слишком часто идеализируют ситуацию, видя свет в розовых очках. Эксперт крупнейшего B2B-предприятия в индустрии развлечений России, управляющий группой компаний «Авира» (AviraKids) Алексей Загуменнов рассказал DK.RU о том, на что в бизнесе совершенно напрасно закрывают глаза.
— За восемь неполных лет «Авира» реализовала больше 5200 проектов в индустрии развлечений. Большинство из них по своей сути — новый бизнес для отдельного предпринимателя. За это время я насмотрелся на самых разных людей и с уверенностью могу говорить о том, что российский бизнес до сих пор остается темным пятном для российских бизнесменов.
У меня есть традиция. Каждый год мы с друзьями ходим в гости. К совершенно незнакомым людям, успешно работающим и выделившим нам кусочек своего времени. В этом году мне удалось побывать в офисах компаний Keller Williams и Zappos, поговорить с топ-менеджерами Кремниевой долины, преподавателями MBA из Стэнфордского университета.
Каждый раз в беседах с преуспевающими американскими предпринимателями я ловил себя на мысли о том, что бизнес в США даже близко не стоит с вот этим вот всем.
Предпринимательское дело в США максимально прозрачно. Я бы даже назвал его честным. Взять хотя бы те же торговые центры. Каждый участник рынка здесь знает свою зону ответственности и наказание за несоблюдение правил. В России растаявший снег на крыше привел к гибели 60 человек, а ответственных так и не нашли — наказывают всех, кто мог иметь хоть какое-то отношение к трагедии. В США предприниматель понимает, что кроется за его статусом — вопрос ответственности даже не обсуждается.
В России бизнесмен — «тот, кто не работает на дядю». Пожалуй, в этом и кроется первая особенность. В России слишком многие считают, что на «того самого дядю» люди пашут, а частный бизнес — это весело и задорно.
Но те, кто уже добился финансовой независимости в бизнесе, знают, что путь предпринимателя — пахать в два-три раза больше, чем в роли наемного рабочего. Работа до седьмого пота 24 часа в сутки — это норма для настоящего предпринимателя. Может, именно из-за того, что на этот простой факт принято закрывать глаза, только 3,4% малых предприятий и 11% ИП в России не живут более трех лет.
Во время рабочих поездок по Европе и США я вижу абсолютно другой настрой. Предприниматель здесь — это человек, сознательно посвятивший себя работе. Он готов вкалывать без оглядки на преграды в виде налогов, конкурентов и прочего. Он готов сделать что-то, чтобы стать тем самым дядей, на которого все работают.
Сами препятствия для предпринимателя из США — норма жизни. Не пробьешь головой стену — не достигнешь Великой американской мечты. Нет денег — бери кредит или ищи инвестора. Нет работников — сделай все сам. Нет материалов — выкопай их детской лопатой, но реши задачу. Именно задачу, а не проблему.
Российский бизнесмен почему-то считает наоборот: каждая задача для него — это проблема. «Ох, смотрите, мы превратили эвакуационный выход в склад, а теперь нас оштрафовали! Все, провал, нужно закрывать бизнес!». Считает — и не говорит другим.
Окружающий мир ставит предпринимателю по десятку задач за раз. Нежелание решать их приводит к тому, что девиз большинства российских предпринимателей уже третий десяток лет звучит все так же: не обманешь — не проживешь. Обманывают наемных сотрудников, обманывают надзорные органы, обманывают клиентов. Итог опять один и тот же: внезапное банкротство и разочарование.
Повторюсь: в США сфера МСП выглядит честной и прозрачной. Каждый участник знает, что может сделать и что должен. В России законы и методы взаимодействия меняются с такой скоростью, что само государство порой не оставляет бизнесмену выбора. При этом бок о бок с желанием обмануть в России идет желание сэкономить.
Конечно, экономят и в США. Но здесь я никогда не видел, чтобы экономили, например, на качестве. Если предприниматель продает сосиски — это будут именно сосиски, а не дешевый заменитель мяса из туалетной бумаги.
Если речь об игровом оборудовании — это будет именно то, что декларирует производитель. В России наши коллеги по цеху могут называть себя мамонтами — и под видом собственного оборудования продавать дешевые китайские поделки. Конечно же, об этой стороне предпринимательства также предпочитают молчать.
Особенно больно смотреть на бизнесменов, которые начинают экономить на своих сотрудниках, причем еще до запуска бизнеса. Команда — это основа любого дела. Чип и Дейл, Бонни и Клайд, Джобс, Уэйн и Возняк — любой успех завязан на взаимодействии участников процесса. Вычеркните одного — вычеркнете всю команду. Благодаря этому и ответственность за целый бизнес лежит на каждом сотруднике.
Российские бизнесмены готовы назвать причиной своих неудач что угодно и кого угодно, но никогда не признаются в том, что не обращали внимания на команду. Командой у нас не играют, тут тот же нападающий в случае чего становится защитником.
Наконец, самая важная особенность бизнеса — необходимость постоянного обучения. Нельзя открыть ИП и грести деньги лопатой. Меняются рыночные условия, емкость рынка, конкурентная среда. Если вчера ты был Лев Толстой, то сегодня или должен оперативно измениться, или закрыться. Грамотность российского бизнесмена в среднем чуть выше нуля. Даже в бизнес-сектах вроде популярных «Армии» или «Лайка» учат каким-то азам, но не учат тому, что нужно учиться. Получается, даже в экспертной среде бизнесмены на самом деле не говорят того, что нужно знать новичкам. А все тренинги зачастую сводятся к одному: всплывешь — молодец, потом расскажешь.
Мнение редакции DK.RU может не совпадать с мнением автора колонки