Граждан ограничат в зарубежных покупках. Что изменит снижение порога беспошлинной торговли
Порог беспошлинной торговли сначала снизят вдвое, а затем — в пять раз, и вместе с этим планируется обложить покупки НДС. Как эти изменения повлияют на покупателей и участников рынка?
В середине 2018 г. начнется поэтапное снижение порога беспошлинной трансграничной интернет-торговли. Сейчас россияне могут покупать в зарубежных интернет-магазинах товары на сумму до 1 тыс. евро и весом до 31 кг в месяц, а после снижения порог составит 500 евро. Сверх этого лимита нужно будет заплатить 30% от суммы превышения, но не менее 4 евро за кг, пишет «Коммерсантъ». После двух лет действия порог снизят до 200 евро, а пошлина составит 15% от суммы, превышающей порог.
В Минфине обещают сделать уплату пошлин незаметной с точки зрения процедур, сейчас обсуждается механизм реализации. Вместе со снижением пошлин обсуждается идея обложить НДС товары, купленные в зарубежных интернет-магазинах. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, это принесет государству около 300 млрд руб. за первые три года действия механизма. Однако в Национальной ассоциации дистанционной торговли, объединяющей в том числе eBay и AliExpress, считают, что ввод НДС, напротив, приведет к росту расходов государства на сбор отчислений. А их размер снизится из-за серых каналов ввоза и возможного ухода зарубежных онлайн-ритейлеров.
Желание государства ввести налог на зарубежные интернет-покупки вполне понятно, говорит Юрий Дворный, генеральный директор Евро-азиатского таможенного оператора ЕЛТБ. Но эта мера вряд ли сильно скажется на потребителях, полагает он.
«Пока даже это предполагаемое снижение вписывается в ту активность, которую проявляют покупатели. 200 евро — сложившийся порог, и снижение не вызовет никакого обвала», — сказал DK.RU г-н Дворный.
Маржинальность иностранных интернет-магазинов позволит им легко перенести введение НДС. Изменения могут сказаться на экономике площадок с небольшим ассортиментом или работающих в регионе, а для гигантов они вряд ли будут заметными. Некоторую часть повышения они заложат в стоимость товара для покупателя, но в целом для них важнее вопрос транспортной доставки — существующие игроки предлагают или слишком высокие цены или слишком долгие сроки, говорит эксперт.
От изменения правил игры выиграют крупные российские онлайн-ритейлеры, например, «М.Видео» и Lamoda, которые давно жалуются на неравные условия с иностранными конкурентами, пишет Republic. Потребители, которые часто покупают товар в зарубежных магазинах, скорее всего, будут адаптироваться: делать заказы на меньшую сумму, растягивать их по времени, оформлять на друзей и родственников.